логотип

* ГЛАВНАЯ * ПОДГОТОВКА К ЧАСТИ С ЕГЭ * АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА * ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ * ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ * БИОГРАФИИ * УЧИТЕЛЮ * ТАБЛИЧКА * ФИЛОЛОГИ О ТВОРЧЕСТВЕ СТАСА МИХАЙЛОВА *

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

филологические задачи

 

А.А.Ахматова "Я к розам хочу..." (1959)

* * *

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

 

Где статуи помнят меня молодой,

А я их над невскою помню водой.

 

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

 

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

 

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

 

И шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

 

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

 

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.

* * *

ОТВЕТ

Ведущая тема стихотворения: желание вернуться «к розам, в тот единственный сад...».

Основная мысль: мысленно возвращаясь в тот «единственный сад», лирический герой вспоминает знаковые фигуры прошлого: статуи, решетку Летнего сада, Фонтанный Дворец Эрмитажа, где Анна Ахматова жила долгие годы, Петербург с его белыми ночами, друзей и врагов – пространство ушедшей жизни, оставшейся в духовной памяти навсегда.

В стихотворении преобладают личные интонации поэта.

Эмоциональная окраска чувств выражена в динамике глаголов и глагольных форм (деепричастий): помнят, мерещится, плывет, любуясь, спят, шепчутся, горит, скрыт. Глаголы придают не только динамику воспоминаниям, через них Ахматова очень точно передает живость прошлого, которое живет в ней. Это прошлое живее живого, живее настоящего.

Строфика состоит из двустиший. Форма, выбранная поэтом, зрительно передает ритм шагов: это она «вечно» ходит «от вазы гранитной до двери дворца», а не только там бродят тени ушедших «врагов и друзей, друзей и врагов».

Развитие основных словесных образов строится по сходствустатуи помнят меня молодой, а я их над невскою помню водой», «лебедь, как прежде, плывет сквозь века, любуясь красой своего двойника») на основе духовных ассоциаций.

Основные изобразительные средства иносказания в стихотворении следующие:

• метафора: «замертво спят сотни тысяч шагов»; «от вазы гранитной до двери дворца». «Гранитная ваза» - понятно: это ваза, сделанная из гранита. Но данное словосочетание метафорично, потому что патриаршая власть оказалась к судьбе поэта Ахматовой, ее мужа Николая Гумилева, ее друзей, например О. Мандельштама, «гранитной», то есть холодной, твердой, непробиваемой, слезам и боли не сочувствующей;

• символ: «все перламутром и яшмой горит, но света источник таинственно скрыт».

Основные особенности в плане интонационно-синтаксических фигур таковы:

• инверсия: «где лучшая в мире стоит из оград», «а я их над невскою помню водой», «там шепчутся белые ночи мои», «в душистой тиши... мне мачт корабельных мерещится скрип»;

• эпитет: «в душистой тиши», «между царственных лип», «о чьей-то высокой и тайной любви»;

• олицетворение: «шепчутся ночи»;

• сравнение: «и лебедь, как прежде, плывет сквозь века»;

• параллелизм: «где лучшая в мире стоит из оград», «где статуи помнят меня молодой».

• повтор: «и замертво спят сотни тысяч шагов врагов и друзей, друзей и врагов». Стоит обратить внимание, что в данном повторе на «краях» предложения расположены слова «враги», а два слова «друзья» находятся внутри. Этот повтор иносказателен: внутри души и сердца – друзья, но дальше, как в оболочке – «враги».

Синтаксис стихотворения строится на

• простых предложениях, не осложненных, но «бесконечно» длинных:

а) «в душистой тиши между царственных лип мне мачт корабельных мерещится скрип». Такое построение с инверсией членов предложений зримо передает колебание волн, а вместе с волнами и мерцание корабельных мачт, их скрип, который то исчезает, то появляется вновь;

б) «там шепчутся белые ночи мои о чьей-то высокой и тайной любви».

• простом предложении с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: «и лебедь, как прежде, плывет сквозь века, любуясь красой своего двойника». Деепричастное обстоятельство – зрительная аллегория водных кругов, возникших от плавного движения плывущего лебедя, рвущих ровную «поверхность» предложения;

• сложноподчиненных конструкциях: «Я к розам хочу, в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград» - выделяется в качестве главного предложения «тот единственный сад», в качестве духовно зависимых однородные определительные придаточные, называющие (по союзу) и место: «где лучшая в мире стоит из оград, где статуи помнят меня молодой»;

• безличном предложении: «и шествию теней не видно конца от вазы гранитной до двери дворца». Нет того лица, который заставляет вновь и вновь появляться теням из прошлого, - это судьба, память, сама жизнь. Как известно, в безличной конструкции выражена фатальность мировосприятия. Внутренний мир лирического героя как символ огромного пространства от невской воды до небес «белых ночей», где все совершается не по воле человека, а по воле задуманного и произведенного все это фатума.

Человеку 70 лет. Его прожитая, насыщенная встречами жизнь осталась в нем. Двустишие похоже на спокойное биение сердца, на ритмичное дыхание. Никто не в силах отнять у человека его мир воспоминаний, звуков, запахов, ощущений. Можно глазами увидеть перламутр и яшму, но так и не понять источника глубокого света, идущего из камней. Почему, пройдя через все страшные испытания трудной сталинской эпохи, Анна Ахматова осталась духовно живым человеком, не согнулась, не умертвила в себе человека и поэта? Только одной музе поэт Анна Андреевна поведает тайну источника ее «духовного света»: это дорогие ее сердцу знаки не только детства, юношества, зрелой жизни, это знаки той родины, которая была отнята у всех людей страны Советов.

Л.Суворова

вернуться к Филологические задачи

 

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

 

анализ стихотворений: Ахматова, Мандельштам, Ходасевич, Кушнер

Другие задачи:

* А.Ахматова "Я к розам хочу" вопрос * ответ
* А.Барбюс "Нежность" вопрос * ответ
* О.Мандельштам"Невыразимая печаль..." вопрос * ответ
* О.Мандельштам "Прости меня, отдай меня, Воронеж..." вопрос * ответ
* А.Кушнер "Расположение вещей..." вопрос-ответ*

вернуться на Главную

Hosted by uCoz