логотип

* ГЛАВНАЯ * ПОДГОТОВКА К ЧАСТИ С ЕГЭ * АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА * ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ * ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ * БИОГРАФИИ * УЧИТЕЛЮ * ТАБЛИЧКА * ФИЛОЛОГИ О ТВОРЧЕСТВЕ СТАСА МИХАЙЛОВА *

Благовещение

1481 г. Боттичелли. Уффици. Флоренция

Благовещенье Боттичелли

 

 

Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году Сандро Боттичелли написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Так как в больницу поступали прежде всего зараженные чумой, роспись, вероятно, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии.

Содержание иллюстрации к главе "Благовещенье" ("Лето Господне", Иван Шмелёв) должно быть русским, иконописным. Хотя и у Сандро Боттичелли - тоже икона, воплощающая идею предопределения как плана Творца, по которому происходят все события в мире. Все встречи запланированы задолго до Большого взрыва, когда Хронос ещё в пятнашки с тяжёлыми атомами играл и делал базальты с гранитами (стыдно стало за непроизводительный труд - запрятал глубоко, чтобы не сразу нашли), пока гумус стало наращивать зачем-то, пока динозавры за ихтиозаврами гонялись, когда первый цветок за миллионы лет до человека появился - история его уже была написана.

Бесконечно долго смотреть на воду, огонь, облака можно смотреть потому, что их состояние меняется на глазах - движение привлекает. И Боттичелли показывает этот процесс динамики, динамики самой жизни.

Часть стены интерьера убрана. За ней чёрный прямоугольник и молодое деревце. Эти детали символичны. Ещё не успел родиться новый человек, а для него уже приготовлены несколько метров земли для последнего пристанища. Не случайно священники на крик младенца говорят: он протестует, уже знает, что земной путь будет тяжёл, деревце то вырастет, и из него будет сооружена для него последняя домовина. Метафорическая линия - начало жизни, зачатие ребёнка и финал его жизни. Можно ли этого избежать? Нельзя. Поэтому-то экстатична (экспрессия движений, полузакрытые глаза) фигура Марии - она знает, какой путь уготовлен для её ещё не родившегося дитя. Об этом знает любая мать любого ребёнка.

В руке Ангела цветущие лилии - символ чистоты и непорочности.

Формы платья Марии в районе живота округлы, будто уже уже носит ребёнка, в этом великая метафорическая идея пластики фигуры и одеяний художника Ренессанса.

У Марии такой наклон головы, будто она уже видит ребёнка, спящего в люльке. А руки будто держат лёгкое покрывало над ним. От комаров, от мух, от сглаза. Об истине предопределения точно сказал Экзюпери: "зерно кедра содержит в себе кедр".

Русская икона "Благовещенье" с клеймами земной жизни Богородицы

русская икона Благовещенье с иконами земной жизни Богородицы

Мысль о предопределении в иконах Возрождения выражена в одномоментном сочетании настоящего и будущего. В русских иконах это выглядит совершенно по-другому - как "покадровые" изображения-клейма вокруг центрального образа.

Подробнее об этом способе изображения в статье, посвященной иконе из Успенского собора Московского Кремля "Похвала Богоматери с Акафистом на полях".

Л.Суворова

 

"В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел." Евангелие от Луки 1:36-38

Ещё материалы по искусству:

1. Содержание и композиция русской иконы "Похвала Богоматери с Акафистом на полях"

2. Тема "мужчина, женщина, вино" в картинах Вермеера Делфтского

3. Героика образа Давида (Микеланджело)

 

картина с сайта http://www.bottichelli.infoall.info

 

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

вернуться на Главную

Hosted by uCoz