логотип

 

ФИЛОЛОГИ О ТВОРЧЕСТВЕ СТАСА МИХАЙЛОВА

новое о Стасе Михайлове

 

Л.Иванова

ПОПЫТКА РАСШИФРОВКИ ЭЛЛИНСКОГО И ХРИСТИАНСКОГО КОДА
КЛИПА СТАСА МИХАЙЛОВА "СПАСИ МЕНЯ"

Автор песни, клипа ищет то, что развели во времена средневековья – греческой гармонии души и тела, высокого и низкого, небесного и земного. "Но я найду/Тебя, между землёй и небом".
Не найдёт. Пока в греки древние не запишется. Впрочем, тенденция к этому уже намечена: интерьер его дома оформлен в стиле Версаче, чья визитка – лицо медузы Горгоны, знак торговой марки – меандр, сам Джанни Версаче черпал вдохновение в итальянском искусстве эпохи Ренессанса.

На фотографии среди интерьера дома Ст.М. можно видеть мутоновый ковер с древнегреческим орнаментом (меандр), стилизующим волны  малоазийской извилистой реки:

 

На другой фотографии – изображение на скате потолка скульптурной группы в духе необарокко:


 

Сравните с оформлением идеи Лоренцо Бернини "Аполлон и Дафна", XVI век:

Лоренцо Бернини "Аполлон и Дафна", фрагмент

Убегая от Аполлона, Дафна от ужаса быть пленённой превратилась в лавр. Но их лица всегда рядом в таком вот любовном порыве.

Рисунок Нади Рушевой "Аполлон и Дафна", 1969Рисунок Нади Рушевой, 1969

 

Вряд ли на изображении Ст.М.  настоящая скульптура, скорее это плод современных технологий.  Левое лицо, хоть там и есть ухо и даже завиток, но нет объёма. Против того, что это объёмная скульптура, может говорить рука справа. Но всё же влияние античности неопоримо.

 

Эллинская мечта найти гармонию "между землёй и небом" вполне может осуществиться для того, кто и в быту ступает по греческим волнам Меандра, а засыпает под сенью лавра, как и приличествует античному герою.

 

Проследим христианские мотивы клипа "Спаси меня", сопоставив его с  пушкинским "Жил на свете рыцарь бедный…", установив соответствие лирических героев двух произведений разных эпох.

 

 

"Жил на свете рыцарь бедный", Александр Пушкин

 

"Спаси меня", Стас Михайлов

 

Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.

 

 

Архетип истинного поэта, его портрет. "Истинного" – вкладывающего в строки истину, которая ему открывается.

"Духом смелый и прямой"(А.П) – "Я человек жёсткий" (Ст.М. о себе в одном из интервью).

"Бедный" – именно из состояния бедности выходят поэты, Ст.М. был беден.
Еще дело и в состоянии души: "блаженные нищие духом" – означает  святость душ, находящихся в духовном поиске. "Беден" – "нищ духом", а это не есть категория журнала Forbes.

Герой лирики Ст.М., как и герой стихотворения А.П.,  паладин: "Облака/Несут меня, ругаясь с ветром…" и т.д.

 

Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.

Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.

 

"Виденье" – образ девушки в светлом из клипа, незримой и вездесущей (качества святой, девы Марии).

 

С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.

С той поры стальной решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.

 

В первой строфе А.П. - мотив одиночества, в вариации Ст.М. он выражен темой "ледяных ночей". "Лёд" - холод пустоты. Девятый круг Данте - царство мертвого холода, в центре которого - ледяное озеро Коцит; слова "спаси меня от ледяных ночей" можно прочитывать как моление о спасении от одиночества, самого страшного наказания для героя клипа в жизни; а также как спасение от ледяного "предела беса" (А.П.).

"Бедный рыцарь" А.П. служит единственной идеальной женщине, тот же мотив служения Прекрасной Даме и в песнях Ст.М. Его "чётки" - его поэзия, его песни - моления к ней.

 

Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Ни святому Духу ввек
Не случилось паладину,
Странный был он человек.

 

Проводил он целы ночи
Перед ликом пресвятой,
Устремив к ней скорбны очи,
Тихо слезы лья рекой.

Полон верой и любовью,
Верен набожной мечте,
Ave, Mater Dei  кровью
Написал он на щите.

 

Герой Ст.М. – бедный рыцарь, заблудший в глазах ортодоксальной церкви: "Несть мольбы Отцу, ни Сыну, Ни святому Духу ввек Не случилось паладину…".
Служит прекрасному образу по-своему.

В стихотворении Пушкина рыцарь любит светлую деву такой же любовью: возвышенной и грешной. Не над Христом же плачет – над Девой. Мария в стихотворении также его прощает (кадр из клипа, где она с умилением смотрит на героя Ст.М., вспоминающего былые утехи).

 

Между тем как паладины
Ввстречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,

Lumen coelum, sancta Rosa!
Восклицал всех громче он,
И гнала его угроза
Мусульман со всех сторон.

 

Другие паладины именуют дам в пылу творческом, их вдохновляют реальные женщины. Ст.М-ва ведет образ светлой дамы.
Разница между темой Пушкина и Ст.М.:  А.П. не смел открыто показать земной стороны чувств, у него это лишь "лия слёзы". Ст.М. же открыто показал в кадрах клипа, по чему именно лиют слёзы паладины, зря святой образ.
Экстаз любви божественной и грешной отличить невозможно. Об этом подробно у У.Эко в "Имени Розы" и см. "Кающаяся Магдалина" Тициана.

 

Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключен,
Все влюбленный, все печальный,
Без причастья умер он;

 

Отвергаю обвинения в "накаркать". Это не я, это Пушкин написал, то, что слева.

По ТВ часто показывают истории ушедших талантливых знаменитостей, их истории похожи: восходящая звезда - оглушительный успех - угасание в одиночестве.

 

 

Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:

Он-де богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путем-де волочился
Он за матушкой Христа.

Но пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина своего.

 

По сюжету клипа совпадает: героя оберегает светлая дева.

 

"Спаси меня" – это обращение к высшей силе, традиционно. "Спаси и сохрани" – самая короткая христианская молитва. В клипе мотив святости выражен ярче и нагляднее. В стихах песни это выразилось в строках "найду между землёй и небом".
Два поэта, в двести лет разницы, создали одинаковый (в силу своей архетипичности, т.е. лежащий в основе общечеловеческой символики художественных созданий) образ – образ "бедного рыцаря", страстно страждущего благоволения Пресветлой Девы. Поиски христианина будут вознаграждены после смерти, язычнику эллину повезёт больше. 

В душе героя клипа Стаса Михайлова "Спаси меня" сосуществуют два идеала: земной женщины и высокий образ Заступницы. Но, с тех пор как эти ипостаси разведены христианством, поиски "между землёй и небом" тщетны. Дафна, кстати, тоже пыталась сочетать (желая и отрицая желание) - да и превратилась в дерево.

 

* * *

Спаси,
Прошу, меня от ледяных ночей.
Я в этой жизни без тебя ничей.
Сменяют зимы вёсны,
И стало как - то сложно дальше.
Мы
Не сберегли друг друга от потерь.
Я не заметил, как пришёл апрель.
Хотел тобой согреться,
Но раненому сердцу
Трудно без любви своей!
Но я...

Но я найду
Тебя, между землёй и небом,
Облака
Несут меня, ругаясь с ветром,
Небеса дождём весны меня омоют,
Бог простит и мне откроет,
Где любовь моя!
Но я найду
Тебя, между землёй и небом,
Облака
Несут меня, ругаясь с ветром,
Небеса дождём весны меня омоют,
Бог простит и мне откроет,
Где любовь моя, любовь моя!

Вверх,
Всегда с тобой хотели только ввысь.
Но, долетев до солнца, обожглись.
И падала ты вниз,
Я следом за тобой.
Я потерял тебя из виду где - то над землёй!
Но я...

Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.

Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.

Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.

С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.

С той поры стальной решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.

Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Ни святому Духу ввек
Не случилось паладину,
Странный был он человек.

 

Проводил он целы ночи
Перед ликом пресвятой,
Устремив к ней скорбны очи,
Тихо слезы лья рекой.

Полон верой и любовью,
Верен набожной мечте,
Ave, Mater Dei кровью
Написал он на щите.

Между тем как паладины
Ввстречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,

Lumen coelum, sancta Rosa!
Восклицал всех громче он,
И гнала его угроза
Мусульман со всех сторон.

Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключен,
Все влюбленный, все печальный,
Без причастья умер он;

Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:

Он-де богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путем-де волочился
Он за матушкой Христа.

Но пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина своего.

 

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

 

Интересное из жизни Стаса Михайлова

 

Все статьи о творчестве Стаса Михайлова:

1. Исследование поэтики стихотворения "Спаси меня"
2. Опыт исследования феномена успеха Стаса Михайлова
3. Частное мнение о клипе "Женщина-вамп"
4. Архетипы темы клипа "Женщина-вамп"
5. Попытка расшифровки эллинского и христианского кодов в клипе Стаса Михайлова "Спаси меня"


вернуться на Главную

 

что нового о Стасе Михайлове
Hosted by uCoz