логотип

 

ФИЛОЛОГИ О ТВОРЧЕСТВЕ СТАСА МИХАЙЛОВА

новое о Стасе Михайлове

 

Л. Суворова

Исследование поэтики стихотворения «Спаси меня»
(исследовательское эссе)

Что известно из СМИ? Автор сюжета – Стас Михайлов. Клип на песню «Спаси меня» презентует новый альбом певца «Только ты». Режиссёр – Семён Горов. Цитата: «Очевидцы говорят, что этот видеоклип на сегодняшний день является самой сильной и профессиональной видео работой Стаса Михайлова». Настроим сердце на любовь к миру, примем это сообщение с доверием.

Клип был снят после свадьбы, и очень быстро. Героиню молодожёны искали вместе. Не думаю, что на мнение певца могла повлиять теперь уже жена или кто-то другой.

Во всяком случае, занавес чуть приподнят:

Стас Михайлов,  Екатерина Климова "Спаси меня"

и зритель увидел то лицо, которое единственно стало возможным для выражения авторской идеи – образ женщины-подростка (а не зрелой силиконовой женщины из «Ты», не удирающей, с большими ступнями, к тому же косолапой девушки из «Между небом и землёй» или sexy-вампирш).

 

Давайте отвлечёмся от использования  образа, уже знакомого зрителю, и проанализируем текст песни как данность. Стихотворные строки с музыкой сложились, очевидно, задолго до появления официального союза. Образы – из далёко/недалёкого прошлого, их невозможно выкорчевать из памяти. Эти воспоминания как поляна с подснежниками, а то и с летним разнотравьем, в заснеженном лесу. Душа на ней согревается. У каждого свои поляны.

Текст песни. Три строфы оказалось достаточно, чтобы  выразить всю драматургию сюжета. Михайлова обвиняют в «простоте» изложения. Но текст не то чтобы простенький. Достаточно, что он ясно выражает чувства и общее настроение лирического героя. Эта ясность не может принята за сермяжную простоту. Лирика ведь не философский трактат. За любой подобной простотой – труд.

Первая строфа. «Ледяные ночи» - эпитет превращает всё словосочетание в метафору одиночества; последнее гениально обыграно в «Холодно». Человека могут окружать многие люди, но его душа находится в «ледяном», без любимой, панцире одиночества. Определение «ледяной» - это и изобразительное средство, и выразительное – поэтическое, образное, передающее прежде всего состояние. Эпитет найден среди десятков, он художественно точен.

Отступление. «Фиолетовой, белой, лиловой, /Ледяной, голубой, бестолковой/ Перед нами предстанет сирень». Это строки из стихотворения петербуржского поэта Александра Кушнера. Согласитесь, что эпитет «ледяная», как характеристика сирени – результат долгих поисков единственно подходящего для поэтического описания слова. Спросите у знакомых: сирень, она какая? Ответы: голубая, фиолетовая, белая, розовато-лиловая, с серыми прожилками… Быстро соберёте с десяток определений, но, увы, вы услышите информацию только о цветах холодной гаммы. Сирень «ледяная» и «бестолковая» - это уже осмысление состояния и характера цветка, его судьбы.

«Я в этом мире без тебя ничей». Чаще, наигравшись в любовные игрища, люди бегут стремглав от ответственности, жаждут свободы. Но вот вам иная точка зрения. Без возлюбленной человек «ничей». Не с кем переживать зимы, не с кем делить радость прихода вёсен. Отрицательное местоимение вдруг отзывается неожиданной наполненностью: хочу быть чьим-то, хочу быть рядом. Хочу быть целым. Кто-то из американских актёров признавался, что до свадьбы он был «никем», «полным нулём», после – половинкой, и только с рождением детей он становился целым и цельным. Многие ли из нас, до певца, жаждали такой «несвободы»? Ты «ничей» и потому прозрачен для всех. Напомню слова мудреца: «Ну и что, дурак, свободен? Теперь ты точно никому не нужен. Ты стал вещью». Кто тебя ждёт, кто тебе будет радоваться?.. Всего одна строка, но она заставляет не только задуматься; возможно, переосмыслить ценности, ради которых стоит жить. Наверное, именно такие слова подвигают людей писать на форум официального сайта певца и признаваться, что песни данного автора/исполнителя помогают переосмыслить жизнь.

«И стало как-то сложно дальше…» Наверное, следует поставить многоточие (хотя в интернетных текстах ставят почему-то точку) - синтаксически предложение не завершено. Доставить вместо автора глагол не можем, хотя язык подсказывает некоторые слова концовки. Отсутствие ожидаемого слова есть выражение душевно-духовной, если не трагедии, то большой беды. Каждый может вспомнить, когда слова заменяет сильная эмоция. Человек не может говорить – разве что ручку кинуть от бессилия (как в клипе), долбануть кулаком стену (как бывает в жизни)…

Стихотворение содержит намёк на катастрофу (летали вместе, но она неожиданно потерялась; надо понимать, вышла из полёта отношений, хотя никакой беды на горизонте вроде не было, если не считать полёт «до солнца»; потом-то куда ещё; такой полёт подразумевает и обязательное падение – даже светило не стоит в зените больше, чем ему положено). Тема драматической прерванности как раз и звучит в строке «И стало как-то сложно дальше…» Строка будет продолжена: «Но я…» (проходит секунда – вечность: махнуть рукой или собрать силы?) «Но я найду тебя…» Смею утверждать, что это если и не совсем новое решение, то, во всяком случае, не часто используемое авторами. Как обычно развивается ситуация: потерялась, разлучились, он погоревал и стал жить дальше… искать другую, замену. Но … лирический герой песенного стихотворения не таков: он одержим той, с которой смог летать. Многие ли встречали таких одержимых в своём окружении? За мужскую верность – честь и хвала.

Кстати, считается, что верный признак стихотворения удавшегося (по мнению, например, литературоведа Е. Невзглядовой) есть присутствие новой интонации, складывающейся из фразовой интонации и того «дополнительного звука», который обусловлен стиховой паузой – иррациональной паузой в конце каждого стиха. В данном стихотворении Михайлова как раз и есть эта самая «иррациональная пауза», которая делает стихотворение произведением искусства любовной лирики. Пусть это не из разряда алмазов, но поэтическая драгоценность налицо. Наблюдаю за песенными стихами других сочинителей и исполнителей: куплет – припев – куплет – припев. Здесь же поиски иной песенной выразительности. Причём, без мелодии читатель/слушатель вряд ли осознает наполненность этой паузы. Согласитесь: стихотворение в исполнении слушателя много теряет. Как и другие строки других авторов.

Вторая строфа. Она обычна, без художественных открытий. «Я не заметил, как пришёл апрель». Строфа будет интересна для будущих биографов артиста - апрель как деньрожденьевский месяц конкретного исполнителя, автора стихотворных строк. Как некий итог, оборот года. По-другому, апрель – победа весны. Но … душа не вовлекается в праздник, в ней саднящие раны. Весна – для других.

«Облака несут меня, ругаясь с ветром…» Здесь маленькая лингвистическая неточность. «Ругаясь» - так можно сказать о тучах; они ворчат, содержа в себе громы. Не случайны повторы буквозвуков «г» и «р» в словах «гром» и «ругаясь». Облака легки, без тяжёлой влаги туч, без грома – поэтому они легки, летучи, на глазах рассеиваются. «Облака» и «ветер» - в символике это знаки перемен, происходящих в жизни человека, с самим человеком. «Ругаясь» - в данном контексте метафора, которая призвана в одной строке рассказать о перипетиях жизни, не вдаваясь в подробности. Клип, построенный на «деепричастных» обрывах, на сложном соединении пространств, как раз предоставляет зрительный рассказ о произошедшей драме.

 

Вроде и всё. Загадкой для меня явилась строка: Но раненому сердцу
Трудно без любви своей… Это для других размышлений.

Текст из разряда тех, о которых говорят: Был бы человек, был бы у него свой голос, было бы ему, о чем сказать. Михайлову есть что в «сотый» раз по поводу «он-она-они-любовь-разлука-память-благодарность». Как и любому другому. Поэты, художники, композиторы – авторы часто «одной темы» - самого себя. Всё портретное творчество Рафаэля – это портреты его самого. Читающий и размышляющий читатель в почти любом стихе узнает Есенина или Блока. Ругать за эту особенность творцов – дело бесполезное. Вы можете тонкой кистью писать лики святых на иконе или высекать молотом – в еле видимом мазке или материально зримом  сколе любой автор будет выражать только самого себя – другого опыта у нас нет. (Лев Толстой – это и Андрей Болконский, и Наташа Ростова, и дуб, и небо, и собака, жавшаяся к Платону Каратаеву.) Только формулы, расчёты, схемы и графики безлики, безличностны и неэмоциональны.

Обратимся ещё раз к авторитетному слову петербуржского поэта Александра Кушнера. «Есть стихи, тайна которых не раскрывается при помощи исследовательского аппарата, она невыразима ни в каких литературоведческих понятиях. Бывает достаточно указать на два-три слова, строку, заметить какую-то мелочь, чтобы почувствовать прелесть. А ведь больше ничего и не нужно. Стихи должны радовать, это главное». В нашем случае слово «стихи» заменяем на слово «песня». Она радует.

Мы коснулись только формальной стороны стихотворных строк. Перечитываю на несколько раз стихи. Слушаю на много раз песню. Чем берёт в плен? Помимо персонажей, на которых просто приятно смотреть. Помимо создания  клипа-фильма со сложными взаимодействиями разных пространств. Чем?

В ней должно присутствовать невыразимое и неизъяснимое словами. Ещё более трудно объяснить притягательность стихов, существующих не только в мелодии, но исполненная голосом особым, за правдой которого настоящие и искренние переживания.

Одна из сильных характеристик песни -  голос исполнителя. Хороших голосов в песенном пространстве достаточно. Самое начало – чистое (без пресловутой хрипотцы) «Спаси!..». Не крик. Но и крик. Не баррикадный призыв, но и призыв. Будто и не голос, а душа выдохнула: Спаси!.. Разве у вас по-другому это происходит?

Отступление. Голос ангела - голос мальчика, лет до 10-12. Пожалуй, голос юного Робертино Лоретти - это голос ангела. У архангела, в моём понимании, голос тоже должен быть чистым, но это голос уже мужской, даже не юношеский. Если бы пришлось озвучить голоса архангелов, голоса Сергея Пенкина, Евгения Кемеровского, Николая Баскова пришлись бы кстати. (Голоса Дмитрия Хворостовского, Филиппа Киркорова, возможно, Александра Розенбаума, Григория Лепса я бы отдала  апокалипсическим всадникам.) Голосом Михайлова мог бы говорить/петь один из семи архангелов, даже могу предположить, какой именно. Пусть ругают завистники Михайлова, но такой голос дала ему природа, и артист сумел воспользоваться этой чистой краской… Полцарства в придачу за умение правильно распорядиться такими голосовыми связками! (А коня - за  нечаянную или намеренную слезу на 36-ой секунде клипа.)

Стас Михайлов, поэтика песни "Спаси меня", клип

 

 

В самом клипе интересно было следить за метаморфозами и взаимодействиями пространств. Не могу принять интерьеры музейной залы, в которой содержится намёк на роскошное жильё героя(?).

зал, где снимался клип Стаса Михайлова
кадры из клипа Стаса Михайлова
(Было даже страшно, когда героиня Екатерины Климовой стала открывать шампанское. Она, деликатная, убрала струю с персонажа Михайлова, но – о ужас! – шампанское ударило в живописное полотно. (Думаю, что там висели не оригинальные произведения.)

 

 

К сердцу легло изображение дождя

клипы Стаса Михайлова. "Спаси меня", кто эта девушка?

 

У Михайлова много дождей в лирике. Дождь как меркаторная линия. Станислав Владимирович  – человек солнечный (не случайно по рождению весенний), но он говорил о том, что, по его мнению, мироощущение русского человека больше откликается на минор. К числу таких миноров относится и дождь. Который способен отгородить человека на время от внешнего мира. Не случайно сложилась присловица: по ту сторону дождя. В последних кадрах это как будто снег.

Фотографии Стаса Михайлова, кадры из клипа "Спаси меня", снег, девушка

 

Но и дождь и снег – они едины, они отгораживают, подводят черту, они разделяют миры до и после. Здесь все воспоминания о бытие «до». Кстати, обратила внимание, что текст песни с дождём совсем не соответствует зрительному ряду. Но у гениев своё видение.

Клип тяготеет явно к крупным формам повествования, снят по сути фильм (как многие это заметили на форуме официального сайта певца).

Маленькие несуразицы. Сначала идёт изображение плёнки старого вида – на бобинах, а потом видно, как герой снимает происходящее на цифровой носитель. Но, полагаю, плёнка – это метафора памяти, она относится к художественной реальности клипа. Сюда же можно отнести сухую одежду и сухие развивающиеся волосы героини, хотя она стоит под дожём. Но если она нереальна, а воображаема, то ей и не дано мокнуть. Её и обнять уже нельзя, потому что там действуют законы реальности иной.

* * *

Напоследок. Пустое дело выяснять, кому конкретно посвящён клип (ясно и так) и что произошло с героиней. Считаю, что идея поиска возлюбленной – это идея фантома, фата- моргана. Ну и что, что женат, что есть дети?.. О любви высоких энергий мечтают не только девушки/женщины. Поэтам (в широком смысле слова) любовь – единственная опора для крыльев. Так они устроены. Михайлов в мощном упругом полёте. Тому доказательство – стихотворение-песня-клип «Спаси меня».

* * *

 

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

 

Интересное из жизни Стаса Михайлова

 

Все статьи о творчестве Стаса Михайлова:

1. Исследование поэтики стихотворения "Спаси меня"
2. Опыт исследования феномена успеха Стаса Михайлова
3. Частное мнение о клипе "Женщина-вамп"
4. Архетипы темы клипа "Женщина-вамп"
5. Попытка расшифровки эллинского и христианского кодов в клипе Стаса Михайлова "Спаси меня"


вернуться на Главную

 

что нового о Стасе Михайлове
Hosted by uCoz