Л.Иванова
ПОПЫТКА РАСШИФРОВКИ ЭЛЛИНСКОГО И ХРИСТИАНСКОГО КОДА
КЛИПА СТАСА МИХАЙЛОВА "СПАСИ МЕНЯ"
Автор песни, клипа ищет то, что развели во времена средневековья – греческой гармонии души и тела, высокого и низкого, небесного и земного. "Но я найду/Тебя, между землёй и небом".
Не найдёт. Пока в греки древние не запишется. Впрочем, тенденция к этому уже намечена: интерьер его дома оформлен в стиле Версаче, чья визитка – лицо медузы Горгоны, знак торговой марки – меандр, сам Джанни Версаче черпал вдохновение в итальянском искусстве эпохи Ренессанса.
На фотографии среди интерьера дома Ст.М. можно видеть мутоновый ковер с древнегреческим орнаментом (меандр), стилизующим волны малоазийской извилистой реки:
На другой фотографии – изображение на скате потолка скульптурной группы в духе необарокко:
Сравните с оформлением идеи Лоренцо Бернини "Аполлон и Дафна", XVI век:
Убегая от Аполлона, Дафна от ужаса быть пленённой превратилась в лавр. Но их лица всегда рядом в таком вот любовном порыве.
Рисунок Нади Рушевой, 1969
Вряд ли на изображении Ст.М. настоящая скульптура, скорее это плод современных технологий. Левое лицо, хоть там и есть ухо и даже завиток, но нет объёма. Против того, что это объёмная скульптура, может говорить рука справа. Но всё же влияние античности неопоримо.
Эллинская мечта найти гармонию "между землёй и небом" вполне может осуществиться для того, кто и в быту ступает по греческим волнам Меандра, а засыпает под сенью лавра, как и приличествует античному герою.
Проследим христианские мотивы клипа "Спаси меня", сопоставив его с пушкинским "Жил на свете рыцарь бедный…", установив соответствие лирических героев двух произведений разных эпох.
"Жил на свете рыцарь бедный", Александр Пушкин |
"Спаси меня", Стас Михайлов |
Жил на свете рыцарь бедный,
|
Архетип истинного поэта, его портрет. "Истинного" – вкладывающего в строки истину, которая ему открывается. "Духом смелый и прямой"(А.П) – "Я человек жёсткий" (Ст.М. о себе в одном из интервью). "Бедный" – именно из состояния бедности выходят поэты, Ст.М. был беден. Герой лирики Ст.М., как и герой стихотворения А.П., паладин: "Облака/Несут меня, ругаясь с ветром…" и т.д. |
Он имел одно виденье, Путешествуя в Женеву, |
"Виденье" – образ девушки в светлом из клипа, незримой и вездесущей (качества святой, девы Марии). |
С той поры, сгорев душою, С той поры стальной решетки |
В первой строфе А.П. - мотив одиночества, в вариации Ст.М. он выражен темой "ледяных ночей". "Лёд" - холод пустоты. Девятый круг Данте - царство мертвого холода, в центре которого - ледяное озеро Коцит; слова "спаси меня от ледяных ночей" можно прочитывать как моление о спасении от одиночества, самого страшного наказания для героя клипа в жизни; а также как спасение от ледяного "предела беса" (А.П.). "Бедный рыцарь" А.П. служит единственной идеальной женщине, тот же мотив служения Прекрасной Даме и в песнях Ст.М. Его "чётки" - его поэзия, его песни - моления к ней. |
Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Проводил он целы ночи Полон верой и любовью, |
Герой Ст.М. – бедный рыцарь, заблудший в глазах ортодоксальной церкви: "Несть мольбы Отцу, ни Сыну, Ни святому Духу ввек Не случилось паладину…". В стихотворении Пушкина рыцарь любит светлую деву такой же любовью: возвышенной и грешной. Не над Христом же плачет – над Девой. Мария в стихотворении также его прощает (кадр из клипа, где она с умилением смотрит на героя Ст.М., вспоминающего былые утехи). |
Между тем как паладины Lumen coelum, sancta Rosa! |
Другие паладины именуют дам в пылу творческом, их вдохновляют реальные женщины. Ст.М-ва ведет образ светлой дамы. |
Возвратясь в свой замок дальный, |
Отвергаю обвинения в "накаркать". Это не я, это Пушкин написал, то, что слева. По ТВ часто показывают истории ушедших талантливых знаменитостей, их истории похожи: восходящая звезда - оглушительный успех - угасание в одиночестве.
|
Между тем как он кончался, Он-де богу не молился, Но пречистая сердечно |
По сюжету клипа совпадает: героя оберегает светлая дева. |
"Спаси меня" – это обращение к высшей силе, традиционно. "Спаси и сохрани" – самая короткая христианская молитва. В клипе мотив святости выражен ярче и нагляднее. В стихах песни это выразилось в строках "найду между землёй и небом".
Два поэта, в двести лет разницы, создали одинаковый (в силу своей архетипичности, т.е. лежащий в основе общечеловеческой символики художественных созданий) образ – образ "бедного рыцаря", страстно страждущего благоволения Пресветлой Девы. Поиски христианина будут вознаграждены после смерти, язычнику эллину повезёт больше.
В душе героя клипа Стаса Михайлова "Спаси меня" сосуществуют два идеала: земной женщины и высокий образ Заступницы. Но, с тех пор как эти ипостаси разведены христианством, поиски "между землёй и небом" тщетны. Дафна, кстати, тоже пыталась сочетать (желая и отрицая желание) - да и превратилась в дерево.
* * *
Спаси, Но я найду Вверх, |
Жил на свете рыцарь бедный, Он имел одно виденье, Путешествуя в Женеву, С той поры, сгорев душою, С той поры стальной решетки Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Проводил он целы ночи Полон верой и любовью, Между тем как паладины Lumen coelum, sancta Rosa! Возвратясь в свой замок дальный, Между тем как он кончался, Он-де богу не молился, Но пречистая сердечно |
Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":
|
Все статьи о творчестве Стаса Михайлова:
1. Исследование поэтики стихотворения "Спаси меня"
2. Опыт исследования феномена успеха Стаса Михайлова
3. Частное мнение о клипе "Женщина-вамп"
4. Архетипы темы клипа "Женщина-вамп"
5. Попытка расшифровки эллинского и христианского кодов в клипе Стаса Михайлова "Спаси меня"