Разработка Л.Суворовой
Что означает – быть Королем, или Человеком?
Учимся быть Королем-Человеком
1. Первое лицо в государстве должен быть человеком образованным. |
- Думая о жестоких детях приюта, он [настоящий принц] решил, что надо бы, чтобы их учили по книгам, так как «сытый желудок немного стоит, если голодают сердце и ум».
Комментарий. Не случайно автор делает так, что и нищий Том Кенти был приучен читать, знал немного латынь, что ему впоследствии помогло сыграть роль настоящего принца в королевском дворце. Научил этим премудростям не кто-нибудь, а священник, которого, кстати, тогдашний царствующий Король выбросил на улицу с ничтожной пенсией. «Он [священник] часто уводил детей к себе и тайком от родителей внушал им любовь к добру. Он научил Тома читать и писать, от него Том приобрел и некоторые познания в латинском языке».
- Сам маленький принц уже знал три языка. Мальчик – Гендону: «У меня есть план, который поможет нам обоим восстановить свои права. Я напишу бумагу на трех языках: по-латыни, по-гречески и по-английски; а ты завтра утром скачи с ней в Лондон! Не отдавай никому, кроме моего дяди, лорда Гертфорда; когда он увидит ее, он сразу узнает, что это писало я. Он пришлет за мною».
Комментарий:
- Интересный момент: детей в государстве учило не государство – школа, а частное лицо – священник. То есть Марк Твен с грустью констатирует факт: молодым поколением государство не занимается, не видя и не уважая них будущих граждан страны. Подсказка Марка Твена: именно общество – «священник» должно взяться за образование.
- Образование поможет обществу проститься с дурацкими верованиями, с беспросветной неграмотностью. «Том увидел беспорядочно бредущую толпу и велел спросить, куда они идут. Оказывается, троих ждала смерть. Том приказывает привести всех к нему. Одного он милует. За что осуждали женщину и девочку? Люди считали, что они ведьмы и при помощи власти, полученной ими от дьявола, будто бы они вызвали бурю, опустошившую всю окрестность. Будто бы нашли около 40 свидетелей. Том спрашивает, каким же образом эти двое вызвали бурю? «Они стаскивали с себя чулки, государь!».
2. Король должен быть образованным для того, чтобы самому соблюдать законы и быть тем лицом, кто защищает законность в государстве. Король есть, а законы драконовы, несправедливы. |
- Умирая, король хотел сделать последнее свое злодеяние. Нехорошо это. Но уж таковы короли. «Прежде чем солнце взойдет и опустится снова, принеси мне голову Норфолька». Какой же это король?
- Принц у бродяг. Можно их ругать, ненавидеть, судить и сажать в тюрьмы. Но судьбы сегодняшних нищих и бродяг – это результат неправедного правления короля Англии, бессовестных законов, не уважающих личность человека. (Глава 17. Король Фу-Фу Первый.)
- За что отшельник решил отомстить принцу? За неправедные решения его отца. «Знаешь ли ты, что по его милости мы стали бездомными и бесприютными?»
- Как известно, маленький король требовал, чтобы Гендон изрубил толпу на куски. Таковы, наверное, многие короли в гневе. Но старший друг оказался мудрым. Вот его нравственный урок: «Подумай, государь, твоими законами держится вся твоя королевская власть; если тот, от кого исходят законы, не уважает их сам, как же он может требовать, чтобы их уважали другие?»
- В тюрьме сидели две женщины. Чем они провинились перед государством? Они были баптистами, за что и пострадали. То есть Марк Твен хотел сообщить читателю, какие бессердечные и глупые законы в Англии. «Разве это такое преступление, за которое сажают в тюрьму?»
- Король очень подробно расспрашивал осужденных о жизни. Зачем? «…Он с самого начала решил расспрашивать узников, чтобы подготовить себя к своему будущему царствованию. Повесть их страданий терзала его сердце».
- Марк Твен отправил короля в тюрьму, чтобы будущий король получше узнал жестокость и бесчеловечность издаваемых законов, которые, кстати, подписывал его отец. «Свет плохо устроен: королям следовало бы время от времени на себе испытывать свои законы и учиться милосердию».
- Эпизод, когда маленькому королю удалось избежать суда. Судья спросил у женщины, в какую цену она оценивает, как заметил король, свою «рухлядь» [хотя это был поросенок]? Женщина называет цену, возможно, небольшую: три шиллинга и восемь пенсов. Что полагалось за кражу так оцененного имущества? «Известно ли тебе, добрая женщина, что за кражу имущества стоимостью выше 13, 5 пенсов виновный, по закону, должен быть повешен?» Какова была реакция короля? «Маленький король широко открыл глаза от удивления, но сдержался и промолчал». Зачем автор ввел эту сцену в книгу?
Ответы:
- Показать, какие были несправедливые в Англии законы, придуманные Королем, отцом мальчика.
- Показать, как взволновалась женщина, показать, что она, женщина из народа, имеет совесть, душу и сердце. «Что же я наделала!.. Милосердный боже, да я вовсе не хочу, чтобы этот бедняк шел из-за меня на виселицу!»
3. Король должен быть человеком высоко нравственным, совестливым. |
- Почему Марк Твен не дал «возможности» королю утопить котят? Какой же это будет король и пример милосердия и справедливости, если бы он на глазах у читателей всей планеты утопил бы котят. Он не стал этого делать. Это намек автора на то, что он не будет «топить» и своих подданных – таких же «котят».
- Очень важный вопрос задает сам автор: «Но неужели Тома Кенти никогда не смущало исчезновение бедного маленького законного наследника престола?» Сначала, конечно, смущало, Тому было даже стыдно и больно. «Но время шло, а принц не возвращался, и новые радостные впечатления все сильнее овладевали душой Тома: … на завтра назначено было его торжественное коронование».
- Неожиданно в толпе появилась женщина. Том сразу ее узнал, свою мать. Тому, конечно же, стало стыдно. «Этот стыд испепелил его гордость и отравил всю радость …» Чего? «…Краденого величия. Все почести показались ему вдруг лишенными всякой цены, они спали с него, как истлевшие лохмотья».
- В чем сказалось благородство Тома Кенти. В день коронации он помог вспомнить минуту за минуту в тот день, когда они встретились и поменялись одеждами.
- Благороден и сам король. Взойдя на престол, он объявил: Майлсу Гендону было даровано все, что он заслужил: и земли его отца, и деньги, подобающие его высокому званию (король произвел его в звание пэра Англии и графа Кентского). И еще ему была пожалована одна привилегия: «…все старшие в роде его будут из века в век иметь право сидеть в присутствии английских королей, пока будет существовать престол».
4. Король должен быть воспитанным, знать обычаи и традиции народа. |
Но при этом не впадать в маразм.
- маразм: Первый королевский обед Тома (глава 7). Пришло время познакомиться с церемонией обеда. И читатель узнает об этой церемонии много интересного. Том хотел уже накинуться на еду, но его задержал некий милорд граф Беркли. Какова была обязанность последнего? Он подвязывал салфетки принцам. Причем эта «важная обязанность» была в роду наследственной. [Марк Твен косвенно сообщает читателю о том, как транжирили попусту деньги своих граждан люди, приближенные к королевскому дому. Они не пахали, не сеяли, не издавали законы, а занимались сущей ерундой.]
- маразм: «…у Тома было еще 384 человека прислуги… Том даже не подозревал, что они существуют». Глава 30. Успехи Тома. Он хотел удвоить свиту, а телохранителей у него стало аж сто человек. Это, правда, не украшало его, но таковы все, кто доходит до власти.
- маразм. Что еще нескромно сделал для себя Том, полагая, что именно так и надо поступать королям? «Он любил роскошные наряды и заказывал себе новые и утроил их число. Он нашел, что четырехсот слуг недостаточно для его величия, и утроил их число. Лесть придворных звучала для его слуха сладкой музыкой».
- Опять начались скитания короля Фу-фу. Молодого короля бродяги унижали. Но принц дает – прежде всего нам, читателям – уроки царского величия. «Два раза Гуго наступал на ногу королю». И что же тот? Как надо бы поступать в таких случаях?. «…король, как подобало его королевскому сану, отнесся к этому с презренным равнодушием».
- Однажды Гуго решил драться с королем на палках. Мальчик принял вызов - короли не трусят. Как удалось мальчику победить бродягу Гуго? Ведь он никогда на палках не дрался – не королевское это дело. «Но бедному Гуго не везло – его яростные неуклюжие удары были отбиты рукой, которую лучшие мастера Европы обучили всем тонкостям фехтовального искусства». То есть надо браться за шпагу, но в случае защиты.
- Чему еще научил Майлс Гендон своего маленького друга? «Что богу угодно, то и случится; ты ничего не можешь ни ускорить, ни отдалить, жди терпеливо – еще будет время горевать или радоваться, когда произойдет то, чему быть суждено».
5. Король должен уметь сам себя обслуживать, а не быть «барином». |
- После обеда хозяйка дома попросила его вымыть посуду. «Проба оказалась неудачной; он был очень изумлен, так как думал, что вымыть деревянные ложки и миски – пустое дело».
- Сам же будущий король научился в доме фермерши мыть посуду, чистить зимние яблоки, точить нож, расчесывать шерсть.
6. В день коронации король и народ дают слово любить и уважать друг друга. |
- Люди кричали: «Да здравствует король Англии!», «Да хранит господь его величество Эдуарда Шестого!»
- Ответ короля: «Храни господь всех вас! От всего сердца благодарю, мой добрый народ!»
Еще разработки на эту тему:
1. Вопросы и ответы к главам 1- 5; 6 - 10; 11-15; 16-20; 21 - 25
Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":
|
Можно посмотреть другие разработки по произведениям:
* Способ научить чадо читать
* Грин А. "Алые паруса" /г1/г2/г3/г4/г5-6/г7/иллюстрации
* Дюма А. "Три мушкетёра" /ч1г1-5/ч1г6-10/ч11-15/ч1г16-20/ч1г21-25/ч1г26-30//ч2г1-5/ч2гч11-15/ч2г16-20/ч2г21-25/ч2г26-30/ч2г31-35/ч2г36/Кодекс чести
* Лесков Н. "Очарованный странник" /г1-4/г5-9/г10-15/г16-20/Флягин в системе образов/Флягин в системе образов-символов/Тема нравственного совершенствования/схема "Построение человека как храма
* Лесков Н. "Леди Макбет Мценского уезда" /г1-9/г10-15/Концепция очерка
* Твен М. "Принц и нищий" /г1-5/г6-10/г11-15/г16-20/г21-25 / Быть Королём-Человеком по Марку Твену
* Шмелёв И. "Лето Господне" /ч1/ч2/Идея книги "Лето Господне"
таблица перевода баллов в оценку
вернуться на Главную