ПОДГОТОВКА К ЧАСТИ С ЕГЭ
* На пути к 21 баллу
* Репка
* А.Алексин о классиках
* В.Астафьев из "Русской мелодии"
* А.Битов о языке
* Ф.Искандер "Любовь к первой учительнице"
* Ф.Искандер из "Размышлений писателя"
* С.Львов "Озеро Пюхяярве"
* Ю.Нагибин о кондотьере Коллеони вариант 1
* Ю.Нагибин о кондотьере Коллеони вариант 2
* М.Пришвин о душе
* А.П.Чехов "Баран и Барышня"
* притчи Леонардо да Винчи:
Бумага и Чернильница вопрос / ответ 1 / ответ 2;
Муравей и Пшеничное Зерно вопрос / ответ 1 / ответ 2
Паук и Замочная Скважина вопрос / ответ
Плющ вопрос / ответ
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ
ПО РАССКАЗУ А.П.ЧЕХОВА "БАРАН И БАРЫШНЯ",
А. ЧЕХОВА «БАРАН И ДЕВУШКА»
В рассказе говорится о том, что девушке нужен был бесплатный билет на проезд. Она обратилась за помощью к чиновнику, но ошиблась дверью. ЭТО ТЕМА.
НО чтобы понять какова идея данного рассказа, нам придется рассказ понять, проанализировать. В чем состоит коллизия данного рассказа? О чем хотел сказать нам автор?
Ответьте на вопрос А. Чехова: «Что делать?»
- (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом. - (14)Я, знаете ли ... (15)Мне сказали, что вас … вас можно застать только в шесть часов ... (16)Я ... я дочь надворного советника Пальцева .... Почему так много многоточий – 5 знаков?
Вывод: Чиновник принимает девушку весьма любезно. Надежда есть.
Вывод: Не его собачье дело выяснять, зачем она едет в Курс. И уж совсем непонятен его вопрос: «Здесь нешто не нравится?»
- (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была ... (31)Мама, пишут, больна ...
Зачем она рассказывает подробности своей жизни – например, что больна мама?
(33)И барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы ...
- (34)Служили ... (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико ... (36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета
Отметьте, где чиновник отходит от своих обязанностей? И мы понимаем, что он и человек-то неприличный.
... Гм ... (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка ... (39)Женишок? (40)Покраснели?
Вывод: Слова «амурчик», «амурашка», «женишок» - слова со сниженной лексикой. Эти слова характеризуют чиновника как мужчину, который не прочь бы и поволочиться на время за хорошенькой брюнеткой. Потому девушка и «покраснела».(62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала ... Рассказала и про своего жениха.
Вывод: от скуки он развеялся, рабочий день закончен, пора закругляться.
- Могу надеяться? - спросила барышня поднимаясь.
- (72)На что-с? (Частицу «с» к слову обычно добавляли в официальном общении. Она демонстрирует некоторое отчуждение, расстояние.)
(70)Прощай, Марья Ефимовна!
(81)Прощайте, Марья Семеновна.
А чему он «очень рад… рад очень»? - ведь же не только не помог, но и задержал барышню на целых два часа, а ведь та могла еще получить бесплатный билет.
Согласна с мнением автора: плох, «баран». Мои аргументы таковы.
Во-первых, он стал задавать интимные вопросы про «женишка», про жалованье. Он даже предложил барышне чай. Ни один из названных пунктов не входит в круг служебных обязанностей данного чиновника.
Во-вторых, он не прочь от скуки и сам закрутить с ней быстрый амурный роман. Многоточия призваны выразить нескромное поведение чиновника. Он как бы осматривает девушку, пытаясь понять, можно ли вести с ней развязно.
В-третьих, вволю потешив себя, опаздывая в театр, он отказывает девушке в просьбе, сказав, что она ошиблась и попала «не на тот подъезд». Его рабочее время кончилось, и беседа была прекращена.
Государство.
Делаем вывод, что Чехов нарисовал в рассказе портрет не только нерадивого чиновника. Последний является представителем государственной власти. Значит, можно сказать, что и государство плюет на человека.
Чиновник мог бы проявить свои человеческие качества. Но дурное, растлевающее влияние бездушной государственной системы формирует и таких же людей.
- Не доверяться государственным посылам.
- Лучше бы свои проблемы решать самому.
Анализ текста А.П.Чехова "Баран и барышня"
Бедная барышня приходит с просьбой о помощи к типичному чиновнику. Скучающий сытый тип проводит время в обществе приятной девушки, заставляя ее раскрыть душу, но когда разговор прискучил "милостивому государю", он внезапно разъясняет, что обратилась барышня не по адресу.Рассказ является иллюстрацией к проблеме человеческого равнодушия, прикрываемого лицемерным участием к ближнему: один человек сочувствует другому только в меру своих интересов.
Тема маленького человека и жестокого равнодушия к нему власть предержащих в русской литературе всегда играла ведущую роль. Попытки писателей заключались в неприглядном изображении поведения людей "от государства" с целью повлиять на общественное сознание.
Соотношение авторских симпатий в этюде о нравах однозначно: девушка и ее история вызывают сочувствие, банковский чиновник - только презрение. Острые краски сатиры четко обозначают человеческие взаимоотношения.
Отношения в обществе ненормальны, когда построены на удовлетворении собственных интересов за счет ближнего - ты вправе принимать участие в ближнем, только если можешь хоть чем-то помочь ему. Расспросы о личных проблемах не могут быть предметом для развлечения.
Выяснив ситуацию, нужно оценить собственные возможности, оказать помощь.
ПРОБЛЕМЫ
Думаю, что если бы я оказалась на месте этой барышни, то служащий произвел бы на меня хорошее впечатление. Он принял девушку вполне любезно, стал задавать вопросы. Создалось впечатление, что он в силах помочь. Хорош ли чиновник на своем месте? Согласна с мнением автора: плох, «баран». Мои аргументы таковы.
Во-первых, он стал задавать интимные вопросы про «женишка», про жалованье. Он даже предложил барышне чай. Ни один из названных пунктов не входит в круг служебных обязанностей данного чиновника.
Во-вторых, он не прочь от скуки и сам закрутить с ней быстрый амурный роман. Многоточия призваны выразить нескромное поведение чиновника. Он как бы осматривает девушку, пытаясь понять, можно ли вести с ней развязно.
В-третьих, вволю потешив себя, опаздывая в театр, он отказывает девушке в просьбе, сказав, что она ошиблась и попала «не на тот подъезд». Его рабочее время кончилось, и беседа была прекращена.
Чиновник оказался плохим государственным служащим. Находясь на работе, он нашел время для крепкого послеобеденного сна. Он оказался к тому и подлым человеком. Ведь, если бы, выслушав барышню, он сразу принял верное решение, девушка, возможно, еще успела бы получить бесплатный билет.
О его полном равнодушии говорят две детали поведения. Во-первых, он не стал церемониться, когда увидел, что время вышло. Во-вторых, он спутал отчество девушки: Марья Ефимовна превратилась в Марью Семеновну.
Делаю вывод, что Чехов нарисовал в рассказе портрет не только нерадивого чиновника. Последний является представителем государственной власти. Значит, можно сказать, что и государство плюет на человека.
Чиновник мог бы проявить свои человеческие качества. Но дурное, растлевающее влияние бездушной государственной системы формирует и таких же людей.
Чехов дал мне два урока жизни. Первый – не стоит доверять чиновникам, которые часто делают вид, но не помогают реально. Писатель вскользь упоминает о женихе-чиновнике и брате-чиновнике. Пронизывает страх: возможно, и они на своем месте проявляют такую же бездушность и черствость. Ведь они не помогли своей невесте и сестре.
Второй урок – лучше бы свои проблемы и решать самому.
Концепция рассказа А. П. Чехова «Баран и барышня»
Начало. Чиновник… Конец первого абзаца: «Чем бы развлечься?»
Чиновник |
|
Барышня = народ. |
- Барышня? Гм… Хорошенькая брюнетка
В нем просыпается (смотрим на нее глазами
мужчина. чиновника)
- Чем могу быть полезен?
Барышня |
Каковы его ответные действия?
Задает вопросы, к делу не относящиеся: Она смущена.
- А для чего вам в Курск?
- Служите или учитесь?
- Амурчик? Женишок?
(52) Просит принести чаю.
(57) Милостивый государь глядел на нее
и ухмылялся.
(58) Он уже не чувствовал скуки. Она ему доверяется.
Даже читает письмо.
ПОМОГ?
Какую оценку дает ему Чехов?
«Баран» (смотри название)
Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":
|
А.П.Чехов "Баран и Барышня"
(1)Ha сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать ... (4)Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать ... (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?
- (7)Барышня какая-то пришла! - доложил Егор. (8)Вас спрашивает!
- (9)Барышня? Гм ... (10)Кто же это?
(11)B кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто ... даже очень просто. (12)Она вошла и поклонилась.
- (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом. - (14)Я, знаете ли ... (15)Мне сказали, что вас …вас можно застать только в шесть часов ... (16)Я ... я дочь надворного советника Пальцева ....
- (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!
- (20)Я пришла к вам с просьбой ... - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. - (21)Я пришла ... попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даете ... (23)Я хочу ехать, а у меня ... я небогата ... (24)Мне от Петербурга до Курска ...
- Гм ... (25)Так-с ... (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?
- (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была ... (31)Мама, пишут, больна ...
- Гм ... (32)Вы здесь служите или учитесь?
(33)И барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы ...
- (34)Служили ... (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико ... (36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета ... Гм ... (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка ... (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж ... (45)А кто он?
- (46)В чиновниках.
(47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск ... (49)Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы ... (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю!
(53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения ... (54)Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты ... (55.)Егор подал чай.
(56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать …(57)Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся (58) Он уже не чувствовал скуки ...
- (59)Ваш жених хорош собой? - спросил он. (60)А как вы с ним сошлись?
(61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала ... (63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов.
- (65)А у вашего отца неплохой почерк... (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе…(68)Но, однако, мне пора ... (69)В театре уж началось (70)Прощай, Марья Ефимовна!
- Могу надеяться? - спросила барышня поднимаясь.
- (72)На что-с?
- (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет...
- (74)Билет? .. (75)Гм ... (76)У меня нет билетов. (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня…(78)Хе-хе-хе ... (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семеновна. (82)Очень рад ... рад очень…
(83)Барышня оделась и вышла ... (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого Москву.
(По А. П. Чехову)