АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Л.Суворова, Л.Иванова

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ю.ЛЕВИТАНСКОГО "ПЕЙЗАЖ"

В основе стихотворения Ю. Левитанского лежит много раз виденный, знакомый природный мотив: утренний, покрытый первым инеем луг, окруженный осиновыми рощами, где листья, покраснев, уже осыпаются под порывами ветра, между ветвями дрожит паутина, идет дождь, кружат и кричат птицы.

Но пейзаж  последних теплых дней уходящей осени разворачивается в картину последнего сражения, последнего боя.

На основе этого привычного для поздней осени сюжета поэт создает самобытный образ противоборства жизни и смерти, вечного круговорота природы. Слова «упорство», «единоборство», «бой», «поединок», «потасовка» определяют характер поэтического образа.

Человек склонен одушевлять природу, воображение поэта смену погоды принимает именно как борьбу, страстную и эмоциональную. При этом сходство улавливается очень точно: поединок «бесшумный», какой может быть шум от падения капель на паутинку?

Традиционно мягкая, «золотая» осень у автора превращается в отчаянную, «горящую». Осень, отступая, «сжигает» за собой оставляемую врагу-холоду территорию, рощи облетевшие - рощи «сожженные».

Но это - действительно «единоборство», «поединок», потому что никто не властен вмешаться в ход этого боя, изменить его течение. Сражение отчаянное, без надежды на успех. Ни самый умный, ни самый хитрый или богатый не могут вмешаться в естественный ход природы.

Смена времен года действительно бесшумна, но хлесткие осенние капли, жестко бьющие по паутине, по щекам, воспринимаются как вражеские удары. Анафора

«но  в нем схлестнулись не шутя
тугие нити паутинок
с тугими каплями дождя»

создает зримую картину обмена потоком, шквалом стрел – «тугие капли дождя» сильны (какую же пробойную силу они набирают, падая из туч!), их много, стрелы бьют без промаха; но и пока еще «тугие нити паутинок» сопротивляются – их сплетал для своей жизни умный и трудолюбивый мастер!

В повторе и временная протяженность, когда кажется, что дождь приобретает ощущение долготы, почти бесконечности и серости. Осенний дождь не то, что летний. Летний - быстрый и веселый. Осенний дождь, особенно после листопада, как вторая волна десанта, - долог. За ним следуют морозы.

Силы неравны, холод побеждает, и, как в войне настоящей, за этим следует предложение о сдаче. Это листовки-листья, они летят сверху, как с вертолета. «Белесый иней на лугу» превращается в белые флаги - знак капитуляции.

Динамику восприятию природной картины  придает противопоставление слуховых впечатлений: «бесшумный поединок» сменяется ветром, «всполошившим» осинник, последней осенней песней птиц и шуршанием листьев, подобных «листовкам».

Контраст «горящего» упорства осени (красных деревьев) и первой приметы зимы – «белесого инея» на лугу явно способствует четкости зрительных представлений.

Обращение к улетающим птицам имеет двойной смысл: «ваша песня спета» - это и действительно умолкающие в это время года голоса птиц, но это и признание их «поражения» - птицы тоже вынуждены «капитулировать» - улететь, бежать. «Спета» - краткое страдательное причастие прошедшего времени – будто кто-то там, наверху, наблюдает, стоит сразу за двумя армиями борющихся, но сейчас подводит окончательный итог. И он не в силах помочь обреченным.

«Таков пейзаж» - кратко и неожиданно заключает автор, как будто исключая из всего сказанного одушевленное движение: равнодушная природа живет по своим законам, и только поэт способен увидеть в её изменениях родственное человеческому, и здесь – «начало картины, музыки, стиха». Эти два слова подчеркивают значение личного переживания природных процессов для осознания общих законов мироздания.

«Пейзаж» – термин изобразительного искусства, применимый как в живописи, так и в графике. Пейзаж, это не просто слепое копирование природного мотива, но умение и способность художника передать с его помощью эмоции, переживания, опыт, мировоззрения конкретного человека и эпохи в целом. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. В данном случае поэт создал пронзительный лирический пейзаж средствами иного вида искусства – поэзии, используя для этого развернутую метафору.

Поэт обращается к зрительным, слуховым и временным ассоциациям, чтобы создать образ последнего буйства красок поздней осени, которое сменяется черно-белой графикой («сожженные», т.е. черные рощи на фоне «белесого» инея луга) зимы.

Своим стихотворением Юрий Левитанский преподносит драгоценный урок. Есть и будут в жизни события, изменить которые мы не в силах: взросление, выход из школы, уход из дома в жизнь. Смена эта будет сопровождаться «бесшумным поединком». Но бороться надо всегда и до конца! И не унывать, если проиграешь – «таков закон», «таков пейзаж».

* * *

ПЕЙЗАЖ

Горящей осени упорство!
Сжигая рощи за собой,
она ведет единоборство,
хотя проигрывает бой.

Идет бесшумный поединок,
но в нем схлестнулись не шутя
тугие нити паутинок
с тугими каплями дождя.

И ветер, в этой потасовке
с утра осинник всполошив,
швыряет листья, как листовки,-
сдавайся, мол, покуда жив.

И сдачи первая примета -
белесый иней на лугу.
Ах, птицы, ваша песня спета,
и я помочь вам не могу...

Таков пейзаж.

* * *

 

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

 

Анализ других стихотворений:

* Бродский И. "Эклога 5-я (летняя)
* Левитанский Ю. "Пейзаж"
* Маяковский В. "Хорошее отношение к лошадям"
* Пушкин А. "Чаадаеву"
* Тарковский А. "Мщение Ахилла"/Анализ картины А.А. Иванова "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора"
* Ходасевич В. "Сойдя в Харонову ладью..." *

вернуться на Главную

Hosted by uCoz