логотип

* ГЛАВНАЯ * ПОДГОТОВКА К ЧАСТИ С ЕГЭ * АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА * ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ * ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ * БИОГРАФИИ * УЧИТЕЛЮ * ТАБЛИЧКА * ФИЛОЛОГИ О ТВОРЧЕСТВЕ СТАСА МИХАЙЛОВА *

Икона из Успенского собора Московского Кремля "Похвала Богоматери с Акафистом на полях".

Предположительно письма балканского мастера. Первая четверть 14 века.
Размеры иконы 153x198

Икона Благовещенья с клеймами земной жизни Богородицы

Икона населена большим количеством фигур и при этом превосходно организованная ритмически, с мажорным переливчатым колоритом, со свежими яркими красками, с обилием сияющих и радующих синих и голубых тонов, с великолепным качеством письма. Выполненная, несомненно, на Руси, скорее всего в Новгороде, и снабженная русскими надписями, она, тем не менее, является произведением византийского мастера. Случаев работы греческих мастеров по русскому заказу было в это время немало.

В иконе подробно развернуты два сюжета. В основной, средней части – это Похвала Богоматери, где десять ветхозаветных пророков, два образа из новозаветного сюжета Сретения (Иосиф и Симеон Богоприимец) и два византийских гимнографа (Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский), все со своими атрибутами, прославляют Деву Марию. Она держит, высоко поднимая к груди, Младенца Христа, благословляющего всех обеими руками.

Средник с четырех сторон окружен клеймами, иллюстрирующими двадцать пять песнопений (кондаков и икосов) акафиста Богоматери. Порядок клейм следующий (сверху вниз и слева направо): 1) Икос XI. "Светоприемную свещу... "; 2) Кондак VII. "Хотящу Симеону... " (Сретение); 3) Икос X. "Стена еси девам... "; 4) Икос XII. "Поюще Твое рождество... "; 5) Кондак XII. "Благодать дати восхотев... " (Сошествие во ад); 6) Кондак VIII. "Странное рождество видевше... "; 7) Икос VII. "Новую показа тварь... "; 8) Кондак IX. "Всякое естество ангельское удивися... " (Христос Эммануил); 9) Кондак X. "Спасти хотя мир... " (Шествие на Голгофу); 10) Кондак XI. "Пение всякое побеждается... "; 11) Икос VIII. "Весь бе в нижних и вышних... "; 12) Икос IX. "Ветия многовещанные... "; 13) Кондак I. "Взбранной воеводе победительная... "; 14) Кондак XIII. "О всепетая Мати... "; 15) Икос I. "Ангел предстатель... " (Благовещение у колодца); 16) Кондак П. "Видящи святая Себе в чистоте... " (Благовещение); 17) Икос П. "Разум недоразумеваемый... " (Благовещение); 18) Кондак III. "Сила вышняго осени тогда... " (Благовещение, в лоне Богоматери – воплотившийся Христос); 19) Икос III. "Имущи благоприятную Дева утробу... " (Встреча Девы Марии и Елизаветы); 20) Кондак IV "Бурю внутрь имея... " (Упреки Иосифа Деве Марии); 21) Икос IV. "Слышаша пастырие ангелов поющих... " (Рождество Христово); 22) Икос V. "Видеша отроцы халдейстии" (Поклонение волхвов); 23) Икос VI. "Воссиявый во Египте... " (Бегство в Египет); 24) Кондак V "Боготечную звезду узревше... " (Шествие волхвов в Вифлеем); 25) Кондак VI. "Проповедницы богоноснии... " (Возвращение волхвов).

Расположение клейм не соответствует порядку следования друг за другом кондаков и икосов акафиста. Избран не иллюстративный принцип, но иной, предполагающий богословское толкование, которое и легло в основу необычной композиции иконы. Только два нижних ряда изображают последовательно события начальных песен акафиста (кондаки и икосы I-VI, клейма 15-25), в которых рассказывается о событиях земной жизни Богородицы и Христа. Эти два ряда, представляющие собой историческую часть повествования, образуют основу, базу всей сложной композиции иконы. Четыре боковые сцены, соответствующие правой и левой стороне средника, вьщелены большим размером по отношению ко всем другим клеймам. По смыслу они соотнесены со средником и являются расширением и углублением его тематики; они посвящены прославлению Христа, Богоматери и чудотворной иконы "Богоматери Одигитрии". Два верхних ряда иллюстрируют те песни акафиста, тексты которых предполагают символическое и богословское толкование образов Спасителя и Богородицы. Наконец, явно выделена центральная ось, композиционная и смысловая; в византийских ансамблях, будет ли это роспись интерьера церкви или сложная по сюжетному составу икона, такая ось выделяется всегда. Подчеркнута центральная композиционная ось всего сложного иконного поля: в среднике – Богоматерь на престоле, образ которой является символом Церкви, над ней – Христос Эммануил, Владыка неба и земли, восседающий на небесном престоле в мистической сфере, среди сонмов славящих Его небесных сил; еще выше – центральное клеймо верхнего ряда, где Богоматерь-"стена", охранительница и заступница, символизирует образ небесной помощи, ниспосланной людям.

В этой опорной оси, на которой дважды в разных образах явлены Христос и Богородица, прославляются главные темы христианского Космоса, Воплощения и Церкви. По отношению к этой оси все остальные клейма (кроме двух нижних "базовых" рядов) расположены так, что их образы составляют симметричные смысловые пары, аккомпанирующие главной теме иконы – Похвале Богоматери.

Художественный стиль иконы представляет собой весьма оригинальное явление внутри византийского искусства второй половины XIV в. Живопись плотная, густая, краски яркие, сама поверхность необычайно живая, так как видны сочные мазки; движения многих фигур экспансивные, вскинутые вверх головы кажутся крутящимися, жесты нередко столь аффектированы, что кисти рук имеют растопыренные пальцы; поражает характерность персонажей, индивидуальность совершенно реальных, часто почти некрасивых лиц с резкими сверкающими взглядами, толстыми красными губами и мясистыми носами. На всем лежит подвижный свет, неожиданно вспыхивающий резкими бликами на лицах, руках – и священных персонажей, и людей из толпы. Все это создает совершенно особый образный и художественный строй, активный, темпераментный, мажорный. Этот стиль, в целом довольно редкий, воплощен также в миниатюрах греческой рукописи акафиста (ГИМ, Син. 429), изготовленной в Константинополе в 50– 60-х гг. XIV в. Черты этого особого стиля: объемность форм, плотность материи, яркая красочность, энергия жестов, сложность ракурсов, изобилие разных ритмов, экспрессия взглядов, интенсивность света, во всем – приподнятые интонации и вдохновенность. Такое искусство не случайно возникло сразу после середины XIV в., в 50-60-е гг., – десятилетия победы исихазма, время духовного подъема и большой творческой инициативы.

Для икон второй половины XIV в. характерно использование своеобразной выразительности цвета особого, непривычного оттенка, способного создать повышенное эмоциональное состояние или даже придать иконе мистический настрой. Образы в иконах этой эпохи вообще более эмоциональны, чем когда-либо, в них запечатлены различные оттенки душевных состояний, от лирической гаммы до драматической.

По материалам сайта http://nesusvet.narod.ru

Ещё материалы по искусству:

1. Динамика в картине Боттичелли "Благовещение"

2. Тема "мужчина, женщина, вино" в картинах Вермеера Делфтского

3. Героика образа Давида (Микеланджело)

 

 

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

вернуться на Главную

Hosted by uCoz