ПОДГОТОВКА К ЧАСТИ С ЕГЭ

* На пути к 21 баллу
* Репка
* А.Алексин о классиках
* В.Астафьев из "Русской мелодии"
* А.Битов о языке
* Ф.Искандер "Любовь к первой учительнице"
* Ф.Искандер из "Размышлений писателя"
* С.Львов "Озеро Пюхяярве"
* Ю.Нагибин о кондотьере Коллеони вариант 1
* Ю.Нагибин о кондотьере Коллеони вариант 2
* М.Пришвин о душе
* А.П.Чехов "Баран и Барышня"
* притчи Леонардо да Винчи:
Бумага и Чернильница вопрос / ответ 1 / ответ 2;
Муравей и Пшеничное Зерно вопрос / ответ 1 / ответ 2
Паук и Замочная Скважина вопрос / ответ
Плющ вопрос / ответ

 

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ

ПО РАССКАЗУ А.П.ЧЕХОВА "БАРАН И БАРЫШНЯ",

АНАЛИЗ,

КОНЦЕПЦИЯ

       

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К ТЕКСТУ
А. ЧЕХОВА «БАРАН И ДЕВУШКА»
О чем говорится в рассказе?

В рассказе говорится о том, что девушке нужен был бесплатный билет на проезд. Она обратилась за помощью к чиновнику, но ошиблась дверью. ЭТО ТЕМА.

НО чтобы понять какова идея данного рассказа, нам придется рассказ понять, проанализировать. В чем состоит коллизия данного рассказа? О чем хотел сказать нам автор?

Кто такой чиновник? Какова его функция?
Чиновник представляет государственную власть. Он обязан выслушать посетителя и по возможности помочь ему.
Мог ли этот чиновник помочь девушке?
Нет, не мог. Потому что он был из другого ведомства, а не из железнодорожного.
Можно ли понять, чем занимается данный чиновник?
Нет, нельзя.
Докажите текстом.
На работе он почему-то спит («Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать»… А «нa сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука»).
Если мы не можем понять область деятельности чиновника, то, может быть, узнаем, какой чиновник человек? Итак, какой он человек?
«Не хотелось ни думать, ни зевать... Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать ...»
До конца работы есть время. Чем надо бы заниматься чиновнику?
Ответьте на вопрос А. Чехова: «Что делать?»
На работе надо заниматься работой. А герой думает: «Чем бы развлечься?»
В сюжет входит новая героиня – девушка. С какой просьбой?
Решить положительно ее просьбу о бесплатном билете на поезд.
Как будет воспринимать барышню чиновник?
Как предмет для развлечения.
Барышня вошла в кабинет. Мы смотрим на ее глазами чиновника. Охарактеризуйте этот взгляд.
Это взгляд молодого мужчины, явно ищущего развлечений. Доказательство: «B кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто ... даже очень просто.
Зачем чиновнику надо было отметить, что барышня была одета «просто… даже очень просто»? Дважды через многоточие повторяется слово «просто»?
Одежда говорила о том, что она действительно из «простого» народа. Чиновник знает и понимает, что с барышней из другого сословия ему не поздоровится. А с этой можно позабавиться.
Прочитаем текст: (12)Она вошла и поклонилась.
- (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом. - (14)Я, знаете ли ... (15)Мне сказали, что вас … вас можно застать только в шесть часов ... (16)Я ... я         дочь надворного советника Пальцева .... Почему так много многоточий – 5 знаков?
Многоточия передают ее волнение. Возможно, она в первый раз обращается по такому случаю. Может быть, она видит перед собой «хорошенького» молодого мужчину и тоже стесняется этого. Может быть, она из опыта других знает заранее, что ей будет отказано, но все-таки превозмогает себя и обращается с просьбой (наверняка, о такой услуге трезвонили железнодорожные службы).
Как принимает чиновник барышню? Будет ли у нее надежда на помощь?
Читаем текст и делаем вывод: - (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!
Вывод: Чиновник принимает девушку весьма любезно. Надежда есть.
Следует диалог. Но очень быстро вдумчивый читатель понимает, что чиновник вовсе не собирается помогать. Найдите этот момент в тексте.
(26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?
Вывод: Не его собачье дело выяснять, зачем она едет в Курс. И уж совсем непонятен его вопрос: «Здесь нешто не нравится?»
Зачитать текст:
- (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была ... (31)Мама, пишут, больна ...
Зачем она рассказывает подробности своей жизни – например, что больна мама?
Она полагает, что этой подробностью разжалобит чиновника, и он ей обязательно поможет.
"- Гм ... (32)Вы здесь служите или учитесь?"
Он, очевидно, хотел все же узнать, в какому кругу принадлежит девушка и как следует ему вести с ней дальше разговоры.
Зачитываем текст.
(33)И барышня рассказала, где и у кого она слу­жила, сколько получала жалованья, много ли было ра­боты ...
- (34)Служили ... (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико ... (36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета

Отметьте, где чиновник отходит от своих обязанностей? И мы понимаем, что он и человек-то неприличный.

... Гм ... (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка ... (39)Женишок? (40)Покраснели?

Вывод: Слова «амурчик», «амурашка», «женишок» - слова со сниженной лексикой. Эти слова характеризуют чиновника как мужчину, который не прочь бы и поволочиться на время за хорошенькой брюнеткой. Потому девушка и «покраснела».
Откуда чиновнику знать, что  (49)»Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы ...»
Скорее всего, он сам из такой же провинции. Приехав в город, устроившись на службу, он уже возомнил важным человеком. А культуры не приобрел. Об этом его обращение:  (51)Да вы скидайте шляпу! Не «снимайте головной убор» - как положено по этикету, а «скидайте шляпу».
После какой реплики чиновника барышня совсем была расположена к общению с ним?
После реплики:  (52)Егор, дай нам чаю!
…(57)Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся (58). А почему он ухмылялся?
Она начала рассказывать подробности своей жизни.
Конкретно, о чем рассказывала барышня?
(54)Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты.
(62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала ... Рассказала и про своего жениха.
Когда чиновник понял, что девушка не совсем умна и с ней можно не церемониться?
(63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. Этого, конечно, нельзя было делать ни в коем случае.
Почему чиновник решил завершить общение? Найти в тексте.
…(68)Но, однако, мне пора ... (69)В театре уж началось (70)Прощай, Марья Ефимовна! (Обращаем внимание на слова «прощай», хотя по этикету положено сказать «прощайте».)
Как вы думаете, действительно ли чиновник хотел поехать в театр?
Скорее всего, нет. Настоящая причина – был закончен рабочий день. (64)Пробило восемь часов. 
Вывод: от скуки он развеялся, рабочий день закончен, пора закругляться.
Как понять из текста, что перед девушкой уже не молодой ловелас, а равнодушный чиновник?

- Могу надеяться? - спросила барышня поднимаясь.
- (72)На что-с? (Частицу «с» к слову обычно добавляли в официальном общении. Она демонстрирует некоторое отчуждение, расстояние.)

(70)Прощай, Марья Ефимовна!
(81)Прощайте, Марья Семеновна.

Уходя, чиновник говорит: (82)Очень рад ... рад очень…
А чему он «очень рад… рад очень»? - ведь же не только не помог, но и задержал барышню на целых два часа, а ведь та могла еще получить бесплатный билет.
Он «рад» был развлечься. Только и всего. У него цель такая была после обеденного сна.
Как вы думаете, попади девушка к нужному чиновнику, как дальше сложились бы обстоятельства?
вряд ли другой чиновник помог бы. Скорее всего ситуация повторилась бы.
Девушка упоминала, что её брат  тоже чиновник, а она сама – дочь надворного советника, то есть тоже чиновника, Пальцева. Они на месте этого чиновника помогли бы такой же девушке?
Скорее всего, Чехов думает: вряд ли. Ведь не случайно он фамилию придумал «Пальцев», намекая, что любой чиновник может только пальцем указывать на вышестоящего или на обстоятельства.
А теперь давайте решать, какова идея рассказа. Что художественно исследует Чехов, создав рассказ «Баран и барышня»?
Чехов пытается понять, что такое чиновник российского государства? Что должен делать чиновник в подобной ситуации? Чиновник должен работать во благо людей, он обязан выслушивать просьбы и принимать участие в человеческих судьбах. А герой рассказа ищет всего лишь развлечений от скуки.
Хорош ли чиновник на своем месте? Аргументируйте.

Согласна с мнением автора: плох, «баран». Мои аргументы таковы.

Во-первых, он стал задавать интимные вопросы про «женишка», про жалованье. Он даже предложил барышне чай. Ни один из названных пунктов не входит в круг служебных обязанностей данного чиновника.

Во-вторых, он не прочь от скуки и сам закрутить с ней быстрый амурный роман. Многоточия призваны выразить нескромное поведение чиновника. Он как бы осматривает девушку, пытаясь понять, можно ли вести с ней развязно.

В-третьих, вволю потешив себя, опаздывая в театр, он отказывает девушке в просьбе, сказав, что она ошиблась и попала «не на тот подъезд». Его рабочее время кончилось, и беседа была прекращена.

Смотрим на чиновника, а кого или что видим дальше него?

Государство.

Делаем вывод, что Чехов нарисовал в рассказе портрет не только нерадивого чиновника. Последний является представителем государственной власти. Значит, можно сказать, что и государство плюет на человека.

Чиновник мог бы проявить свои человеческие качества. Но дурное, растлевающее влияние бездушной государственной системы формирует и таких же людей.

Как же быть, если государство обещает некоторую помощь, а исполнители отказываются исполнять приказы?
  1. Не доверяться государственным посылам.
  2. Лучше бы свои проблемы решать самому.

 

 

Анализ текста А.П.Чехова "Баран и барышня"

Бедная барышня приходит с просьбой о помощи к типичному чиновнику. Скучающий сытый тип проводит время в обществе приятной девушки, заставляя ее раскрыть душу, но когда разговор прискучил "милостивому государю", он внезапно разъясняет, что обратилась барышня не по адресу.

Рассказ является иллюстрацией к проблеме человеческого равнодушия, прикрываемого лицемерным участием к ближнему: один человек сочувствует другому только в меру своих интересов.

Тема маленького человека и жестокого равнодушия к нему власть предержащих в русской литературе всегда играла ведущую роль. Попытки писателей заключались в неприглядном изображении поведения людей "от государства" с целью повлиять на общественное сознание.

Соотношение авторских симпатий в этюде о нравах однозначно: девушка и ее история вызывают сочувствие, банковский чиновник - только презрение. Острые краски сатиры четко обозначают человеческие взаимоотношения.

Отношения в обществе ненормальны, когда построены на удовлетворении собственных интересов за счет ближнего - ты вправе принимать участие в ближнем, только если можешь хоть чем-то помочь ему. Расспросы о личных проблемах не могут быть предметом для развлечения.

Выяснив ситуацию, нужно оценить собственные возможности, оказать помощь.

 

КОНЦЕПЦИЯ РАССКАЗА ЧЕХОВА "БАРАН И БАРЫШНЯ"
ТЕМА
В качестве темы рассказа «Баран и барышня» А. Чехов взял частный случай: барышне нужен был бесплатный билет для поездки к родителям, и она обратилась с просьбой помочь к чиновнику. Но девушка ошиблась, потому что обратилась не по адресу: выдавать бесплатные билеты служащий банка не мог.
ФОРМУЛИРОВКА
ПРОБЛЕМЫ
Любой чиновник – представитель власти. Как должен был отреагировать герой рассказа? Мог ли он помочь нуждающейся девушке? И что могла бы сделать в трудной ситуации сама барышня?
КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ
Думаю, что чиновник должен работать во благо людей, он обязан выслушивать просьбы и принимать участие в человеческих судьбах. А герой рассказа ищет всего лишь развлечений от скуки.
ОТРАЖЕНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА ТЕКСТА
Герой назван автором «бараном». На лице этого служащего Н. Чехов видит «смертельнейшую скуку». Он находится на рабочем месте и почему-то «только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать». Судьба посылает ему барышню, притом прехорошенькую. Скуке пришел конец – начались развлечения.
АРГУМЕНТАЦИЯ УЧЕНИКОМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ

Думаю, что если бы я оказалась на месте этой барышни, то служащий произвел бы на меня хорошее впечатление. Он принял девушку вполне любезно, стал задавать вопросы. Создалось впечатление, что он в силах помочь. Хорош ли чиновник на своем месте? Согласна с мнением автора: плох, «баран». Мои аргументы таковы.

Во-первых, он стал задавать интимные вопросы про «женишка», про жалованье. Он даже предложил барышне чай. Ни один из названных пунктов не входит в круг служебных обязанностей данного чиновника.

Во-вторых, он не прочь от скуки и сам закрутить с ней быстрый амурный роман. Многоточия призваны выразить нескромное поведение чиновника. Он как бы осматривает девушку, пытаясь понять, можно ли вести с ней развязно.

В-третьих, вволю потешив себя, опаздывая в театр, он отказывает девушке в просьбе, сказав, что она ошиблась и попала «не на тот подъезд». Его рабочее время кончилось, и беседа была прекращена.

ВЫВОД

Чиновник оказался плохим государственным служащим. Находясь на работе, он нашел время для крепкого послеобеденного сна. Он оказался к тому и подлым человеком. Ведь, если бы, выслушав барышню, он сразу принял верное решение, девушка, возможно, еще успела бы получить бесплатный билет.
О его полном равнодушии говорят две детали поведения. Во-первых, он не стал церемониться, когда увидел, что время вышло. Во-вторых, он спутал отчество девушки: Марья Ефимовна превратилась в Марью Семеновну.

Делаю вывод, что Чехов нарисовал в рассказе портрет не только нерадивого чиновника. Последний является представителем государственной власти. Значит, можно сказать, что и государство плюет на человека.

Чиновник мог бы проявить свои человеческие качества. Но дурное, растлевающее влияние бездушной государственной системы формирует и таких же людей.

Чехов дал мне два урока жизни. Первый – не стоит доверять чиновникам, которые часто делают вид, но не помогают реально. Писатель вскользь упоминает о женихе-чиновнике и брате-чиновнике. Пронизывает страх: возможно, и они на своем месте проявляют такую же бездушность и черствость. Ведь они не помогли своей невесте и сестре.

Второй урок – лучше бы свои проблемы и решать самому.

 

Концепция рассказа А. П. Чехова «Баран и барышня»

Начало. Чиновник… Конец первого абзаца: «Чем бы развлечься?»

Чиновник
Его функция:
чиновник = государство =
он обязан помогать.
Он же ищет развлечений.

 

Барышня = народ.
Ей нужен бесплатный билет.

- Барышня? Гм…                                                        Хорошенькая брюнетка
В нем просыпается                                            (смотрим на нее глазами
мужчина.                                                           чиновника)

- Чем могу быть полезен?

Барышня
как лакмусовая бумажка
«полезности» чиновника.
Она просит БИЛЕТ.

Каковы его ответные действия?

 

Задает вопросы, к делу не относящиеся:                        Она смущена.

  1. А для чего вам в Курск?
  2. Служите или учитесь?
  3. Амурчик? Женишок?

(52) Просит принести чаю.
(57) Милостивый государь глядел на нее
и ухмылялся.
(58) Он уже не чувствовал скуки.                              Она ему доверяется.
                                                                                     Даже читает письмо.

ПОМОГ?
Какую оценку дает ему Чехов?
«Баран» (смотри название)

 

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

 

 

А.П.Чехов "Баран и Барышня"

(1)Ha сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать ... (4)Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать ... (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?
- (7)Барышня какая-то пришла! - доложил Егор. ­(8)Вас спрашивает!
- (9)Барышня? Гм ... (10)Кто же это?
(11)B кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто ... даже очень просто. (12)Она вошла и по­клонилась.
- (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом. - (14)Я, знаете ли ... (15)Мне сказали, что вас …вас можно застать только в шесть часов ... (16)Я ... я          дочь надворного советника Пальцева ....
- (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!     
- (20)Я пришла к вам с просьбой ... - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. - (21)Я пришла ... попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даете ... (23)Я хочу ехать, а у меня ... я небогата ... (24)Мне от Петербурга до Курска ...
- Гм ... (25)Так-с ... (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?
- (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была ... (31)Мама, пишут, больна ...
- Гм ... (32)Вы здесь служите или учитесь?
(33)И барышня рассказала, где и у кого она слу­жила, сколько получала жалованья, много ли было ра­боты ...
- (34)Служили ... (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико ... (36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета ... Гм ... (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка ... (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж ... (45)А кто он?
- (46)В чиновниках.
(47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск ... (49)Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы ... (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю!  
(53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения ... (54)Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты ... (55.)Егор по­дал чай.
(56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать …(57)Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся (58) Он уже не чувствовал скуки ...
- (59)Ваш жених хорош собой? - спросил он. ­(60)А как вы с ним сошлись?
(61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала ... (63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов. 
- (65)А у вашего отца неплохой почерк... (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе…(68)Но, однако, мне пора ... (69)В театре уж началось (70)Прощай, Марья Ефимовна!
- Могу надеяться? - спросила барышня поднимаясь.
- (72)На что-с?
- (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет...
- (74)Билет? .. (75)Гм ... (76)У меня нет билетов.  (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня…(78)Хе-хе-хе ... (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семеновна. (82)Очень рад ... рад очень…
(83)Барышня оделась и вышла ... (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого ­Москву.
(По А. П. Чехову)

вернуться на Главную

Hosted by uCoz