ПОДГОТОВКА К ЧАСТИ С ЕГЭ
* На пути к 21 баллу
* Репка
* А.Алексин о классиках
* В.Астафьев из "Русской мелодии"
* А.Битов о языке
* Ф.Искандер "Любовь к первой учительнице"
* Ф.Искандер из "Размышлений писателя"
* С.Львов "Озеро Пюхяярве"
* Ю.Нагибин о кондотьере Коллеони вариант 1
* Ю.Нагибин о кондотьере Коллеони вариант 2
* М.Пришвин о душе
* А.П.Чехов "Баран и Барышня"
* притчи Леонардо да Винчи:
Бумага и Чернильница вопрос / ответ 1 / ответ 2;
Муравей и Пшеничное Зерно вопрос / ответ 1 / ответ 2
Паук и Замочная Скважина вопрос / ответ
Плющ вопрос / ответ
АНАЛИЗ ТЕКСТА Ф.ИСКАНДЕРА
(о чтении в классе капитанской дочки)
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ, КОНЦЕПЦИЯ
Писатель.
Примечание: для некоторых этот вопрос простой, но на на практике дети, оказывается, не знали, кто такой Искандер. Совсем не знали. А ведь первая фраза должна быть примерно такой: в рассказе писателя Ф. Искандера и так далее. Не торопитесь писать, после прочтения выясните содержание. Статья это публицистическая, или рассказ, или что другое.
Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства – ЛЮБОВЬ к ней именно, такому человеку, каким она была, и ЛЮБОВЬ к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.
Для сравнения.
(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.
(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами.
(16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет.(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут ПРЕДАННОСТЬ выступает во всех обличиях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в СВОЙ УЮТ СПОКОЙСТВИЯ И ДОВЕРИЯ. (26)Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чем мы не ведали), а иногда и уродливой (о чем мы тем более не ведали) силой.
Ф. Искандер (о чтении в классе «Капитанской дочки»)
КОНЦЕПЦИЯ
Фазиль Искандер |
↓
Учительница литературы |
↓
Всякая учительница ли оставляет след в душе ребенка?
Почему он запомнил именно ее, а не другую учительницу?
Какая учительница запоминается?
↓
Она была «преданна» своему делу – любви к русской литературе |
↓
Эта учительница передала свою любовь к русской классике ребенку. А он уже сам, став писателем, воздал и учительнице, и Пушкину. |
* * *
Любовь как «необходимое
и естественное» чувство
Два чувства:
к Александре Ивановне |
|
к русской литературе |
- Она умела раскрыть красоту и мудрость русской литературы. Наверное, потому, что сама любила ее.
- Трудилась как учитель на своем нелегком поприще: почти каждый день читала ученикам разные тексты.
- Запомнились «минуты сладчайших переживаний» при чтении «Капитанской дочки».
- Любовь учителя к классику проявлялась через ее голос.
Каким должен быть учитель?
Каковы его инструменты воздействия?
Александра Ивановна Голос другой учительницы
создала «чувство казался «чужеродным».
семейного уюта». Ее присутствие на уроке
создавало ощущение
«временности».
А почему одна казалась «своей» и родной,
а другая «временной» и чужеродной»?
(Ответ в предложениях 22-26.)
Автор вспоминает чувство восхищения образом Савельича. М. Цветаева, напротив, любила самого Пугачева.
Почему в восприятии маленького Фазиля возникал образ крепостного дядьки? В нем, по мнению Искандера, Пушкин выразил идею преданности Арины Родионовны ему, будущему поэту. «Тут преданность выступает во всех обличьях». Современный писатель называет эту идею «пиром».
А при чем тут учительница и Савельич? Они оба заражены идеей преданности.
Я согласна с точкой зрения автора.
Во-первых, чтобы пришла любовь к какому-либо учебному предмету, делу вообще, необходимо, видимо, полюбить учителя.
Во-вторых, не всякому учителю дано сформировать любовь ученика. Это дано только тому, кто САМ любит свое дело. Такие люди похожи на солнце, энергия их чувства, деятельности не только передается людям. Последние в свою очередь для кого-то тоже захотят стать «солнцами».
В-третьих, любовь учительницы Александры Ивановны к классике породила писателя Фазиля Искандера. Он сам давно пишет книги, воспитывающие души читателей.
(Примеры:
- Любовь к народному творчеству передался Пушкину от няни, крепостной.
- Пушкин любил историю, Россию. Его любовью были написаны многие книги, в частности «Капитанская дочка».
- М. Булгаков любил свой роман «Мастер и Маргарита». Люди зачитываются страницами книги.
- Хорошая научная фантастика побуждает ученых к открытиям.
- А. Эйнштейн говорил, что скрипка дала ему для вдохновения больше, чем научные формулы.
У хорошего учителя ученики превращаются в столяров, сантехников, строителей, врачей, адвокатов, шоферов, они становятся мужьями и женами. Зерна большой и глубокой любви учительницы к своему делу могут прорастать в них любовью к своей профессии и миру в целом.
Давно нет учительницы. Но духовный «пир», устроенный ею для учеников, помнится всю жизнь.
Разработка Л.Суворовой
Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":
|
ТЕКСТ Ф.Искандера
(о чтении в классе «Капитанской дочки»)
(1)Александра Ивановна… (2)Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на нее повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?
(3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства – любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.
(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.
(5)Осталось в памяти чтение. «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.
(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.
(9)Это было совсем, совсем не то! (10)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.
(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.
(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.
(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26)Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чем мы не ведали), а иногда и уродливой (о чем мы тем более не ведали) силой.
(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28)Именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.