ПОДГОТОВКА К ЧАСТИ С ЕГЭ

* На пути к 21 баллу
* Репка
* А.Алексин о классиках
* В.Астафьев из "Русской мелодии"
* А.Битов о языке
* Ф.Искандер "Любовь к первой учительнице"
* Ф.Искандер из "Размышлений писателя"
* С.Львов "Озеро Пюхяярве"
* Ю.Нагибин о кондотьере Коллеони вариант 1
* Ю.Нагибин о кондотьере Коллеони вариант 2
* М.Пришвин о душе
* А.П.Чехов "Баран и Барышня"
* притчи Леонардо да Винчи:
Бумага и Чернильница вопрос / ответ 1 / ответ 2;
Муравей и Пшеничное Зерно вопрос / ответ 1 / ответ 2
Паук и Замочная Скважина вопрос / ответ
Плющ вопрос / ответ

 

ВопросСпрашиваете ли Вы на уроке стихотворения или биографии писателей?

Ответ: Считаю, что спрашивать стихотворение на уроке – роскошь непозволительная. Сначала спрашивала, одного-двух слушают. Потом начинались шалости, внимание рассеивалось. К тому же никто с детьми из числа родителей не отрабатывал стихотворения дома, потому что родители – бывшие не обученные актёрскому мастерству ученики. В соседней по моей школьной учёбе школе жила-была учительница, которая задавала по 20-30 стихотворений наизусть в четверти. Была она без семьи и детей, приглашала школьников в воскресенье на сдачу. Школьники трепетали, учили и представали перед очами строгой учительницы. Прошли годы. Стихи те забылись. Умение читать книги не появилось само собой. Детям своим и внукам передать нечего, кроме страха: а вот у нас была учительница…

 

Со временем поняла, что процесс «учить стихотворение» - скорее для тренировки памяти, он годен для учеников начальной школы. Детей постарше надо учить читать тексты, расшифровывать коды автора, учить интерпретировать их. То есть учить процессу восприятия. Мне странно слышать от детей знакомых, что, к примеру, в старших классах заставляют учить наизусть отрывки из больших произведений, ставят оценки, а всего-то оценок в четверти у ребёнка 3-4.

 

Что касается биографии писателей. Спрашивала, но опять-таки письменно. Если биография давалась в интересном изложении в хрестоматии. Но ставило одно условие: отвечать без книги в руках.

Были две хитрости.

Первая: предлагала школьникам вести в тетради конспект, то есть выписывать какие-то важные факты биографии. Бывало, что в тетради появлялась полностью переписанная учебная главка. Ну и пусть, думала я, - пусть трудятся. При этом учила, как нужно готовить конспект (без специального урока).

Вторая: За минуту до сбора тетрадей разрешала заглянуть в учебник для уточнения. И радовалась, когда дети без шума, по-деловому доставали учебники, быстро находили нужные страницы, сами искали неточности в ответах и исправляли их. Минута превращалась в две-три. Любой учитель, видя, что работа с учебником подходит к концу, может торжественно объявить, что «минута» закончилась и пора сдавать тетради. Главное здесь, не уличить детей, что вот, мол, вы дома не проработали материал, а теперь воспользовались книгой. Главное – они сейчас на уроке работали!

 

И бывало так ещё. Проходит какое-то время. И я задаю вопрос по биографии писателя  того давнишнего урока. Отвечал только тот, кто работал душой и запомнил. Многие сетовали, что не принесли учебник. А умники показывали языки, бекали и торжественно объявляли: учить надо было! Это был урок остальным.

 

вернуться

вернуться на Главную

Hosted by uCoz