ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ необычные вопросы и ответы по главам, концепции, схемы, иллюстрации

 

Н. С. Лесков «Очарованный странник»

Вопросы и ответы к главам 1-4

Илья Глазунов Иван Северьянович Флягин

Иван Северьянович Флягин. Илл. И.Глазунова

ГЛАВА 1
1. Рассказ про студента. Как Лесков объясняет, почему студент закончил жизнь самоубийством?
Ответ: На северных местах «Любое вольномыслие и свободолюбие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы». Вроде – от природы. А если исходить от идеи повести: у студента не было духовного пространства противостоять «гнетущей» природе, т. е. он не нашел в себе сил и духа жить. В отличие от главного героя.
2. Чем наводили страх самоубийцы на людей?
Ответ:  «Самоубийцы, ведь они целый век будут мучиться. За них даже и молиться никто не может».
3. «Я конэсер». Кто это?
Ответ: «… в лошадях знаток».
4. Зачем в систему образов писатель вводит англичанина Рарея. По сюжету.
Ответ: Он должен был укрощать лошадей, которых перегоняли издалека.
5. А зачем понадобился Рарей, по замыслу автора?
Ответ: Англичане – известные жокеи, известные укротители лошадей. Но наш Иван Флягин оказался не хуже. То есть уже идет сравнение по нациям: наши не хуже, но потом возникнет вопрос: а почему такая разная участь. [Вспомнить сказ «Левша».]
6. Страшный по сути эпизод с усмирением лошади. Расшифровать замысел автора: почему он так подробно, даже со зверствами описал усмирение?

Ответ: Конь издох. Эта метафора: конь не захотел смириться, не захотел быть усмиренным судьбой и выбрал свой путь. Так же и человек: либо он покоряется судьбе и умирает «духовно», либо борется, как Флягин, и побеждает судьбу.

Дополняю: фольклорный мотив укрощения коня сопутствует Ивану Северьянычу на протяжении всей жизни. Эпизоды обратания коня – типичны для русской сказки: они символизируют победу человека над природной стихией, олицетворением которой становится конь. В параллель – русская сказка о безногом и слепом богатыре: «Катома крепко сидит, одной рукой за гриву держится, а другой вынимает(…) чугунное полено и начинает (…) промежду ушей коня осаживать(…). И так донял он богатырского жеребца, что не выдержал конь, возговорил человеческим голосом: «Батюшка Катома! Отпусти хоть живого на белый свет. Что хочешь, то и приказывай: все будет по-твоему!».

ГЛАВА 2

7. Кто отец главного героя?
Ответ: «Мой родитель был кучер Северьян… Шестериком правил. Из крепостных дворовых людей графа К. из Орловской губернии».
8. А кто мать?
Ответ: Матери своей он не помнил. Она умерла, когда ее молитвенный сын был в самом юном возрасте.
9. Целые косяки лошадей в ранние времена продавали дешево. Почему?
Ответ: Они слабели и дохли потом раньше времени, потому что не могли жить в неволе.
10. Что такое "форейторское озорство"?
Ответ: Встречного мужика, зазевавшегося, а то и заснувшего на обозе, «кнутом по рубахе вытянуть».
11. Как эпизод с человеком на мосту характеризует Ивана Флягина?
Ответ: Можно посчитать, что он жесток. Но эти два человека – два отношения к жизни. Один расслабился – и погиб. Другой проявил озорство от избытка жизненных сил -  и выиграл.
12. Повез как-то раз Иван графа с графиней в город. Зачем?
Ответ: Лечить косолапую графинечку. Кони понесли, и Флягин смог остановить коней только у обрыва. Причем кони сорвались, а Иван остался жив.
13. Расшифровать смысл этого эпизода.
Ответ: Это тоже некая метафора – модель жизни.
14. Почему Иван в дар попросил гармонию? Он ведь даже и играть-то не умел.
Ответ: Гармония – аллегория его души. Она у него есть. Это бескорыстная просьба со стороны Ивана – он ведь не деньги просил.

ГЛАВА 3

15. «Это ты… Зозиньку изувечил?» Краткий пересказ.
Ответ: Кошка барыни  Зозенька схарчила голубенка, которого любил Иван. Вот и наказал мужик кошку, отрубив ей часть хвоста.
16. Как этот эпизод характеризует Ивана?
Ответ: Вроде бы можно сказать о его жестокости. Но верней будет, если скажем о том, что произошло справедливое возмездие за погубленную птичью жизнь. Ведь Иван не лишил кошку жизни, как это она сделала.

ГЛАВА 4

17. Эпизод с цыганом. Зачем он понадобился в композиции или цыган – в системе образов?
Ответ: Сравнение цыгана и русского. Наш может своровать не хуже цыгана. Только цыган  оказался при дележе несправедливым, жадным и потому мерзким. А наш не стал даже задираться, когда увидел, что его обошли при дележе. То есть наш, русский, в умении цыгану не уступает, но по нравственным качествам превосходит.
18. А зачем писарь входит в систему образов?
Ответ: Писарь – человек государственный, маленький чиновник. Судьба для него – ничто. Он взяточник – за плату выдал паспорт, забрав серебряный крест.
19. Судьба приготовила ему необычную роль, послав на Торжке «огромного-преогромного барина. Какая эта роль и каким в ней предстает Иван? Какая характеристика стоит за эпизодом?
Ответ: Он был нянькой, ухаживал за маленькой девочкой, лечил ее в горячем песке. Автор как бы говорит, что из Голована получился бы хороший и заботливый отец. Ответственный.
20. Почему Иван не отдал девочку матери?
Ответ: Он был человеком «должностным и верным». Он нанялся к отцу этой девочки и «по должности» не мог ее отдать, даже родной матери. Это хорошо характеризует Голована.

перейти к вопросам-ответам по главам 5-9

Все разработки по произведению Н.С.Лескова "Очарованный странник"

1. Вопросы и ответы к главам 1 - 4

2. Вопросы и ответы к главам 5 - 9

3. Вопросы и ответы к главам 10 - 15

4. Вопросы и ответы к главам 16 - 20

5. Система образов в произведении Н.С.Лескова "Очарованный странник"

6. Система образов - символов в произведении Н.С.Лескова "Очарованный странник"

7. Тема нравственного совершенствования в произведении Н.С.Лескова "Очарованный странник"

8. Схема "Построение человека как храма" (по "Очарованному страннику")

 

 

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

Можно посмотреть другие разработки по произведениям:

* Способ научить чадо читать

* Грин А. "Алые паруса" /г1/г2/г3/г4/г5-6/г7/иллюстрации

* Дюма А. "Три мушкетёра" /ч1г1-5/ч1г6-10/ч11-15/ч1г16-20/ч1г21-25/ч1г26-30//ч2г1-5/ч2гч11-15/ч2г16-20/ч2г21-25/ч2г26-30/ч2г31-35/ч2г36/Кодекс чести

* Лесков Н. "Очарованный странник" /г1-4/г5-9/г10-15/г16-20/Флягин в системе образов/Флягин в системе образов-символов/Тема нравственного совершенствования/схема "Построение человека как храма

* Лесков Н. "Леди Макбет Мценского уезда" /г1-9/г10-15/Концепция очерка

* Твен М. "Принц и нищий" /г1-5/г6-10/г11-15/г16-20/г21-25 / Быть Королём-Человеком по Марку Твену

* Шмелёв И. "Лето Господне" /ч1/ч2/Идея книги "Лето Господне"

таблица перевода баллов в оценку
вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz