ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ необычные вопросы и ответы по главам, концепции, схемы, иллюстрации

 

Л.Суворова

ИВАН ФЛЯГИН В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ-СИМВОЛОВ

Иван Флягина в системе образов нами разобрана здесь.

Думаю, теперь понятно, зачем автор придумывает всё новых героев – он персонажами гранит алмаз, который мы называем главным героем повести. Когда будете впредь читать книги, либо смотреть кинофильмы, либо наблюдать за своей жизнью, приглядывайтесь к входящим в судьбу людям: зачем вам их посылает судьба.

Зачем?
Чтобы ПОНЯТЬ СЕБЯ.

Разберем другую проблему: Иван Флягин в системе образов-символов.

Вновь рисуем кружочек в центре. Пишем: Иван Северьянович Флягин. Имя и отчество теперь понятны.

Почему же – Флягин? Вроде бы не благозвучная фамилия. Не какой-нибудь там Кирсанов.

Но… что такое фляга?
Фляга – это сосуд для наполнения. Чем мы наполним свой сосуд души? Чем наполним, тем и будем! («А что есть красота? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, пылающий в сосуде?»)

Писатель Николай Лесков гранит алмаз своего главного героя не только другими персонажами, но и образами-символами. Надо только уметь их выделить и расшифровать значение. Так мы поймем то содержание, то духовное наполнение, какое хотел бы видеть Лесков в русском человеке.

  1. КОНЬ, КОНИ.

Коней много.
Что в символике обозначает конь?
Есть одно культурологическое значение: конь – это символ свободы. Леонардо да Винчи считал коней самым совершенный механизмом природы. Для нас важен первый смысл. Русские свободолюбивы, поэтому любое государственное устройство мы всегда воспринимали в штыки. У нас есть государственная система, но – вот парадокс – она не работает. Кто скажет, как в вашей  личной жизни участвует государство? Школа – такая ли она нужна? Учимся 10 лет, а на выходе остается 5 % - в лучшем случае – знаний. Какие такие знания она вам на сейчас дала, чтобы её возблагодарить и сказать, если бы не школа…

  1. УКРОЩЕНИЕ КОНЕЙ. Лошадь – это символ жизни + Иван (мы). Кто кого поборет: мы её или она нас? Ответ длиною в жизнь.

Вспомним лошадей, которых ловили в степях. Они подыхали. Так и многие люди. Они «умирают» духовно-нравственно. Признаки гибели: пьют водку, делами не занимаются, не строят ни себя, ни мир вокруг себя.

Так не справились с жизнью самоубийца-студент, «препустейший-пустой» барин, князь, Грушенька, чиновник-писарь.

 

  1. КОНИ НЕСУТ ПОД ГОРУ. Конечно, кони – это судьба, жизненные обстоятельства.  Обрыв – смертная черта. Нужны для победы сила, ум, смекалка, напряжение всех сил. Тогда ты – победитель! Чтобы стать победителем в жизни, надо начать хотя быть учиться качественно – это и есть ваша жизнь, другого варианта вам не дано.
  1. ГАРМОНИЯ. За хорошую службу барин решает наградить Ивана. Спрашивает – чем? Тот просит музыкальную гармонию. А ведь даже играть не умел. Зачем тогда Лесков придумывает ему именно такой подарок? Почему Иван не просил ни злата, ни серебра?

 

Гармония выявляет простодушие Ивана, его бескорыстную просьбу. (Можно вспомнить сказку «Морозко»: что просила одна девочка и другая.) Гармония, по-другому, музыкальная ладовость. То есть душа Ивана требовала музыки, его душа – сам музыкальный тонкого звучания инструмент. Кстати, если вы услаждаете свой слух музыкой бум-бум, то какая ваша душа, или, правильней сказать, душонка. А вы найдите силы, время, дух слушать классику: начните с Моцарта. Моцарт, Вивальди, Чайковский, Бах – у них есть свои слушатели. Но ведь и вы можете. В их музыке нашла выражение вселенская гармония. Напрягайтесь. А кому легко?

  1. ГОЛУБИ И КОШКА. Нежный, справедливый. Но не всегда соизмеряет свои силы.

 

  1. ДЕМОН В ТЕАТРЕ. Об этом мы уже говорили. Просто делаем запись.

 

  1. МОНАСТЫРЬ. ПОДВАЛ. Хорошо, если в вашей жизни наступит момент осмысления жизни. Это произойдет примерно так, как было в жизни у Пьера Безухова. Надоест всё, особенно веселье, еда, пустое времяпровождение. Наступит бессонная ночь, когда вы будете задавать себе вопросы: кто я, зачем я, что такое жизнь, что такое смерть, зачем я живу? С этих вопросов начнется переосмысление прожитого, намётка будущего. Вы как бы уйдёте в монастырь (моно=один), будете искать те нравственные ориентиры, на которые стоит опереться для дальнейшего восхождения. Восхождение всегда начинается снизу. У каждого своя гора. (Вспомните крестный путь Христа.) Гора, на которую следует взойти.
  1. СТЕПЬ. Степь, как и кони, символизирует свободу, безграничность. Это особенность ментальности русского человека: хотим всё и сразу. Но для начала, как учил Билл Гейтс, выскоблите для блеска сортир в своей квартире. Тут бы еще можно вспомнить Достоевского: слишком широк русский человек. Надо бы его сузить.

 

  1. ДЕТИ. Их много: и косолапая графинечка, и дочка офицера, и собственные Наташки и Кольки, рожденные татарскими женщинами, и душа Груши. Дети – это символ его чистой души, не отсоединенной от Бога. То есть Иван не подлый человек. Русский человек – дитя, ребенок, его нельзя государству обижать. Но не происходит обратного. 
  1.  НОЧЬ СО ЗВЕЗДАМИ-ЛАМПАДАМИ.

 

Как измерить размеры души?
Вот какой ответ дает Лесков. Вышел Иван на улицу из трактира. Только что он кинул чужие деньги цыганке под ноги – очарован ее красотой. Всё равно он счастлив. Душа выходит наружу, растворяется высоко в небе, выступает звездами. Берем линейку и измеряем. Высоко? Широко? Без границ? Это звездное пространство и есть символика размеров Ивановой души, а стало быть, и русского человека.

Звезды сравниваются с лампадками. Люди верили, что звезды – это свет умершего человека, его сияние его души. Так вот Иван будет своим участием поддерживать свет лампадок других людей.

 

  1.  СОЛЬ.  Символика понятна. Первое: Такие, как Иван, - соль земли. Второе: Он уже не один пуд соли своей жизни съел… В общем он на правильном пути. Что такое «соль»? Это знания жизни, добытые страшным трудом…
  1.  МОСТ. Наводил мосты между людьми, между людьми и их судьбой.

 

  1.  ИСМАИЛ. Сразу вспоминается крепость Измаил, взятая русскими под руководством Суворова. Сколько стоило это жизней и трудов! Иван свой Измаил, похоже, тоже взял.
  1.  БАРАБАН. Функция барабана – собирать, тревожить. Последняя фраза на корабле – надену я амуничку и пойду воевать за народ. Он может стать духовником в высоком смысле слова: положить жизнь не за себя  - за народ. Такими духовниками были не только Сергий Радонежский, но и Лихачев, Сахаров, Ростропович, Высоцкий…

 

ВЫВОД.

Предпочтение свободы, а не рабства (денег, связей, желаний), чистота помыслов (дети), безбрежие внутреннего мира, желание справедливости (хоть и жестокой по форме), трудности жизни (соль, Исмаил), добровольное наведение мостов… - всё это является содержанием духовной наполненности Ивана Флягина – русского человека, каким его хотел бы видеть Николай Лесков.

перейти к следующей теме "Нравственное совершенствование человека в русской литературе   ХIХ века на примере повести Н.С.Лескова "Очарованный странник".

Все разработки по произведению Н.С.Лескова "Очарованный странник"

1. Вопросы и ответы к главам 1 - 4

2. Вопросы и ответы к главам 5 - 9

3. Вопросы и ответы к главам 10 - 15

4. Вопросы и ответы к главам 16 - 20

5. Система образов в произведении Н.С.Лескова "Очарованный странник"

6. Система образов - символов в произведении Н.С.Лескова "Очарованный странник"

7. Тема нравственного совершенствования в произведении Н.С.Лескова "Очарованный странник"

8. Схема "Построение человека как храма" (по "Очарованному страннику")

 

 

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

Можно посмотреть другие разработки по произведениям:

* Способ научить чадо читать

* Грин А. "Алые паруса" /г1/г2/г3/г4/г5-6/г7/иллюстрации

* Дюма А. "Три мушкетёра" /ч1г1-5/ч1г6-10/ч11-15/ч1г16-20/ч1г21-25/ч1г26-30//ч2г1-5/ч2гч11-15/ч2г16-20/ч2г21-25/ч2г26-30/ч2г31-35/ч2г36/Кодекс чести

* Лесков Н. "Очарованный странник" /г1-4/г5-9/г10-15/г16-20/Флягин в системе образов/Флягин в системе образов-символов/Тема нравственного совершенствования/схема "Построение человека как храма

* Лесков Н. "Леди Макбет Мценского уезда" /г1-9/г10-15/Концепция очерка

* Твен М. "Принц и нищий" /г1-5/г6-10/г11-15/г16-20/г21-25 / Быть Королём-Человеком по Марку Твену

* Шмелёв И. "Лето Господне" /ч1/ч2/Идея книги "Лето Господне"

таблица перевода баллов в оценку
вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz