ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ необычные вопросы и ответы по главам, концепции, схемы, иллюстрации

 

Л. Суворова

ФЛЯГИН  В  СИСТЕМЕ  ОБРАЗОВ
(Концепция)

 

* * *
В центре рисуем кружок. Это место обозначает главного героя. В кружочке пишем выходные данные героя: Иван Северьянович Флягин – русский человек вообще.

Об этом говорит прежде всего имя героя – Иван. Странное отчество Северьяныч можно расшифровать следующим образом. Мне не удалось узнать, было ли такое имя – Северьян – на самом деле. Пока. Но, возможно, что Лесков в поисках места, где мог бы родиться истинно русский характер, обратился к северу России – местам, где люди взаимодействовали с холодными морями, где были суровые условия для выживания. Вспомним, как щедра оказались северные земли на рождение талантов: Ломоносов, писатель Борис Шергин, скульптор Шубин (список можно пополнять). Там не было крепостного права, там люди быстро вставали на ноги (чтобы кормиться морем, нужно было изучать навигацию, устройство кораблей, точные науки).

О фамилии Флягин поговорим чуть позже.

Как наиболее полно рассказать о своем герое? Любой писатель выстраивает систему образов. Каждый из персонажей, кто входит с каждым новым эпизодом, нужен автору для того, чтобы добавить новый штрих к портрету своего героя. Новыми персонажами писатель как бы обтачивает найденный им алмаз – характер нового в литературе героя, нанося на его поверхность грань за гранью Алмаз превращается в бриллиант.

Теперь обратимся к тексту и будем лучами обозначать тех лиц, с которыми соприкасается Флягин в жизни. Наша задача – попытаться расшифровать замысел автора: какую черту характера Флягин подчеркивает, оттеняет, дополняет, обнажает новый персонаж.

1. РОС БЕЗ МАТЕРИ.
Почему Лесков лишил с малолетства Ивана матери? Вспомним, что, к примеру, Будда так же лишился матери уже на 8-ом дне жизни. А герои русских и западных сказок? Мать умирает, а отец женится на мачехе? Зачем так  жестоко поступают авторы народных или литературных сказок?

Ответ: Человек получает раннюю самостоятельность. Кто кого победит: сам человек или жизнь? Сейчас дети защищены родителями. Они не знают, что это значит – заработать на кусок хлеба. Напомню, что Крылов начал работать уже в 8-летнем возрасте, он был подкацеляристом и приносил деньги домой. С 8-ми лет Иван Андреевич понимал, и не только он. что в жизни надо трудиться, что надо получить профессию, которая и будет тебя кормить всю жизнь.

Времена изменились не в лучшую сторону. Отпрыски долго сидят на шее у родителей (включая институт). И что они будут уметь делать в результате? Поэтому надо пользоваться ситуацией, пока нет забот о хлебе насущном. Начните с малого: вымойте обувь, вынесите мусорный пакет, протрите без напоминания пол, вымойте посуду – не хочется, но маленькие дела следует делать постоянно. Учитесь у всех: у отца, у матери, у соседей. Учитесь всему, что пригодится в жизни. Мальчики могут даже поучиться шить, вязать и готовить пищу. Вы будете тем, что будут уметь ваши руки.

2. ВСТРЕЧНЫЙ МОНАХ.
Встречаются на дороге два человека. Один расслаблен, другой напряжен, активен и готов к действиям. Исследуется модель поведения. Писатель дает два типа поведения: пассивный и активный. Кто победит – понятно из сюжета.

О «форейторском озорстве». Не стоит, наверное, говорить, что у Флягина в тот момент не было жалости. У него сил было много, жизненного озорства. Стеганул от избытка сил. А судьба уже распорядилась так, что погиб тот, кто «плыл по течению». То есть каждую минуту жизни следует помнить о том, что в броуновском движении жизни кто-то рядом окажется такой, кто захочет помериться с вами силой. Это есть в мире природы, это есть и в обществе людей. Становится руководителем фирмы, или президентом, или олимпийским чемпионом только сильнейший! Помните об этом.

3. ЦЫГАН.
Иван, так же как цыган, смог своровать лошадь, так же как цыган он любил лошадей (лошадь – символ свободы). Но при расчете цыган обманывает Ивана, ловчит, поступает не по-человечески. А Иван даже не мстит. Кто из двух лучше? Конечно, Иван, конечно, русский человек, умелый, ловкий, но совершенный незлобивый человек.

4. ЦЫГАНЕ В ТРАКТИРЕ.
Почему Лесков так настойчиво вводит в систему персонажей цыган?
За Лескова не скажешь, но попробуем. У цыган, как известно, родины нет, нет территории, где бы они проживали, они не изобрели поэтому (из-за странничества) письменности, городов, культуры. Лесков, очевидно, считал, что и у русских нет родины. Есть территория, на которой мы живем. Но слово Родина у нас давно подменили другим понятием – государство, которое никогда не сможет заменить отечество. Тем мы и родственны.

А чем различаемся? Те - деньги выманивали, а этот щедр настолько, что ради красоты Грушеньки отдает все чужие деньги.

5. ПИСАРЬ.
Писарь – это не человек, а чиновник, у него нет имени, нет лица. Он превратил свою государственную службу в личное доходное дело. Он обязан был просто так, по долгу службы,  выдать документ, а чиновник превращает акт государственной важности в торжище.

Вы думаете, что положение дел изменилось с тех пор? Читайте газеты и увидите, что коррупция в нашей стране невиданных размеров. Хочешь стать богатым – иди в государственную службу.

Лесков одним эпизодом, почти проходным, затронул одну из больных тем русской государственности.

Будет ли Иван торговать своим положением? Нет.

Лесков очень хотел, чтобы вы поступали бы так, как Флягин, а не как чиновник. Хотя жить сытно не возбраняется. Одна закавыка: в плохой государственной системе почему-то хорошо живется именно берущему взятки чиновнику, а не человеку работающему.

6. ОГРОМНЫЙ-ПРЕОГРОМНЫЙ БАРИН С ДОЧКОЙ.
Эпизод, во-первых, рассказывает нам о Флягине как о заботливой няньке. Каждый ли отец так будет заботиться о своем дитя, как это делает Иван?

Во-вторых, он человек «должностной и верный». Если вам другой начальник предложит бОльшие деньги, чем первый, кто из вас останется «верным»? Условие: на первой работе ну очень всё хорошо: и работа нравится, и коллектив что надо, и начальник – свой парень. Но… вас решили перекупить. Кто устоит? А Иван устоял. А почему?
Ответ: Иван уважал сам себя, это был человек чести, внутреннего достоинства и глубокой порядочности. Вот вам нравственный урок Лескова.

7. ОФИЦЕР И БАРИН.  
Урок человеческого отношения. Вместо того чтобы бить Флягина, офицер (тоже человек чести) «стал целовать меня».

А мы? За любой промах или шутку мы готовы содрать шкуру, уничтожить человека. А Лесков неожиданно дает урок человеческого отношения – не бить, а расцеловать. Если вы хотите жить сами, дайте жить и другим. Чем? Своим отношением, полным любви!  Каков урок? Но нет, человек скорее раздробит череп другому, чем улыбнется. На этом строятся все боевики мирового кино. Мало в нас человеческого – вот что хотел сказать Лесков.

Почему мы скорее в лоб дадим, а не доброе слово скажем?
Наше поведение – это зеркало, в котором отражаются две модели поведения: государства в целом и семьи в частности. Если вы не умеете договориться по-хорошему, что я могу подумать об отношениях в вашей семье? Вы можете заливаться соловьями сколько угодно долго, но именно за вашим поведением – традиции вашей семьи. Если вам будет стыдно – меняйтесь сами.

 

8. АНГЛИЧАНИН РАРЕЙ.
Почему появляется в сюжете англичанин?
Надо было укротить лошадей. Англичане в этом смысле одни из лучших на планете. То есть Лесков ставил цель сравнить русского Ивана с англичанином Рареем – кто из них лучший профессионал. И что же?

Наш лучше! Можно вспомнить «Левшу» Лескова: кто лучше: английский мастер или Левша?

По-другому, где кедры лучше – в Канаде или у нас, а снег где белее – у американцев или у нас? Оказывается, мы все равны.

Но … Лесков кидает на весы характера Ивана полмиллиграмма больше (укротил!!! пусть и жестоко), и образ сияет ярче.

9. МИССИОНЕРЫ, ЖИДОВИН.
Зачем эти-то понадобились в системе образов?
А это отношение к вере – русского Ивана. Он православный, но никого в свою веру не затягивает. Азиатам нужна сильная рука, страх, иначе подчиняться не будут. Вспомнить китайские династии, того же Цинь Ши Хуанди, который построил Великую китайскую стену. Или Тамерлана. Или Чингиз-хана.

Миссионеры и жидовин на вере делают деньги. То есть вера для них – личная нажива. А у нас спокойнее, чище, глубже.

10. КНЯЗЬ.
У князя есть богатое родство – он не кто-нибудь, а князь. Княжеская линия в русской системе общественных отношений была близка к царской, титулы завоевывали смелые, отчаянные, отличавшиеся особой воинской доблестью.

Что нашептывал сладкие слова Грушеньке. А когда Грушенька надоела, он поступил не по-княжески – он ее попросту бросил. Он подлый, у него нет человеческого дарования.

У Ивана нет далекого богатого родства, но есть человеческий дар жалости.

Да и Грушенька играет здесь роль лакмусовой бумажки: кто есть кто.

11. МАГНЕТИЗЁР – «ПРЕПУСТЕЙШИЙ-ПУСТОЙ» человек.
Тоже ведь был барского происхождения, но жизнь его опустила на дно, и стал он «препустейшим-пустым». А Иван опустится так же? Нет. В чем же дело? В происхождении или в личных свойствах характера? Делайте вывод сами.

Можно всех проклинать за то, что вы займете не тот пост, не те деньги будете получать. Вина лежит на государстве, отчасти на родителях (не всем достается Мстислав Ростропович и Галина Вишневская в родители). Но… проходит время. И тогда спросится только с вас: а вы-то лично ЧТО сделали, чтобы не быть на дне?

Почему Иван не опустился? (Думаем, дискутируем.)

12. СТАРИКИ.
Отношение Ивана к старшему поколению, к родителям. Выслушивает слёзную историю стариков, вникает и помогает сразу, без оглядки. Пошёл в армию вместо их сына на долгие 16 лет. То есть он ДОБРОВОЛЬНО берет на себя чужие грехи. (Об этом читай в тексте сочинения.)

13. В АРМИИ НАВЁЛ МОСТЫ.
Никто не соглашался – трусили. Почему трусим? Ответ: жизнь одна. Мы можем врать, что сейчас же пойдем на Эверест или прыгнем в воды Родоса, сидя при этом у телевизора ногами в тазик с теплой водой. А вот совершить «подвиг» и вымыть обувь мы не можем. Или выполнить основательно другую небольшую работу. Нам подвиги подавай. Но, не зная повседневного труда, мы НЕ ГОТОВЫ к подвигам и бОльшего масштаба.

14. АРТИСТ.
Играл роль демона  на сцене. Это лучше, чем быть демоном в жизни. К тому он спас девушку от блудливого чиновника. Не забоялся, а совершил поступок.

* **

Схема нарисована. Все стрелочки прокомментированы. Внизу рисуем анфиладу с человечком. Говорим: главы, эпизоды – это анфилада храма жизни, в которую вступает и Флягин, и любой живущий на земле человек.

Теперь к выводу: ТАК КАКОЙ ОН, РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ИВАН ФЛЯГИН?
Русский человек не был таким, но ТАКИМ его хотел видеть Николай Лесков.

Итак, Иван Флягин:

Он такой – всякий. Но у него есть стержень – вера в себя, понимание, что хорошо, что плохо.

Он никогда не будет «премного-малозначащим», «препустейшим-пустым», «полупочтеннейшим».

перейти к следующей теме "Система образов-символов в повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Все разработки по произведению Н.С.Лескова "Очарованный странник"

1. Вопросы и ответы к главам 1 - 4

2. Вопросы и ответы к главам 5 - 9

3. Вопросы и ответы к главам 10 - 15

4. Вопросы и ответы к главам 16 - 20

5. Система образов в произведении Н.С.Лескова "Очарованный странник"

6. Система образов - символов в произведении Н.С.Лескова "Очарованный странник"

7. Тема нравственного совершенствования в произведении Н.С.Лескова "Очарованный странник"

8. Схема "Построение человека как храма" (по "Очарованному страннику")

 

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

Можно посмотреть другие разработки по произведениям:

* Способ научить чадо читать

* Грин А. "Алые паруса" /г1/г2/г3/г4/г5-6/г7/иллюстрации

* Дюма А. "Три мушкетёра" /ч1г1-5/ч1г6-10/ч11-15/ч1г16-20/ч1г21-25/ч1г26-30//ч2г1-5/ч2гч11-15/ч2г16-20/ч2г21-25/ч2г26-30/ч2г31-35/ч2г36/Кодекс чести

* Лесков Н. "Очарованный странник" /г1-4/г5-9/г10-15/г16-20/Флягин в системе образов/Флягин в системе образов-символов/Тема нравственного совершенствования/схема "Построение человека как храма

* Лесков Н. "Леди Макбет Мценского уезда" /г1-9/г10-15/Концепция очерка

* Твен М. "Принц и нищий" /г1-5/г6-10/г11-15/г16-20/г21-25 / Быть Королём-Человеком по Марку Твену

* Шмелёв И. "Лето Господне" /ч1/ч2/Идея книги "Лето Господне"

таблица перевода баллов в оценку
вернуться на Главную

 

Hosted by uCoz